Полезность (в экономике)
Поле́зность, понятие экономической теории, связывающее ценность блага (товара или услуги) с его способностью удовлетворять потребности индивидов, позволяет представить экономические процессы с точки зрения потребления и раскрыть связь механизма ценообразования с потребительским выбором и индивидуальными предпочтениями. Анализ полезности имел важное значение в разработке базовых положений неоклассического направления экономической науки.
Представления о наличии связи между индивидуальными оценками потребительских свойств благ и установлением цен на них в процессе обмена в той или иной степени существовали в социально-экономических доктринах со времён античности. В 16–18 вв. в трудах Бернардо Даванцати (1529–1606), Ф. Галиани, А. Р. Ж. Тюрго и других на основе полезности разрабатывалось одно из направлений анализа механизма ценообразования – субъективная теория стоимости (ценности). В трудовой теории стоимости классической политической экономии полезность определяется как объективное свойство предметов – потребительная ценность, которая играет важную роль для раскрытия предпосылок рыночного обмена, но, в отличие от меновой стоимости, выводится за рамки предмета экономической науки. Обоснование взаимосвязи и различия потребительной ценности и меновой стоимости было дано в учении К. Маркса о двойственном характере товара и труда.
С 1870-х гг., после вытеснения маржинализмом классической политической экономии с позиции главенствующего направления в экономической науке, понятие полезности проникает в экономический анализ. В маржинализме полезность определена как субъективная категория, связанная с осознанием индивидом потребности в данном благе и степенью интенсивности данной потребности. В рамках маржинализма было разработано также понятие предельной полезности и обоснован закон убывающей предельной полезности. Это позволило ввести функцию спроса, устанавливающую обратную зависимость между доступным на рынке объёмом блага и ценой на него.
В конце 19 в. в трудах А. Маршалла был произведён синтез маржиналистской функции спроса с учитывающей роль реальных издержек функцией предложения, что стало фундаментом неоклассической теории ценообразования.
Понятие полезности сыграло значительную роль в развитии математического анализа экономики (труды Л. Вальраса, В. Парето и др.), в анализе проблемы экономического равновесия, в становлении экономической теории благосостояния. Однако само понятие полезности оставалось дискуссионным. Представители австрийской школы маржинализма подвергали критике связанные с философией утилитаризма попытки психического или физиологического обоснования сущности полезности. Аналитической проблемой стала возможность выявления и измерения полезности.