Олигополия
Олигопо́лия (от олиго... и греч. πωλέω – продавать, торговать), рыночная структура с доминированием небольшого количества продавцов (олигополистов) и ограниченным входом на отраслевой рынок. Относится к несовершенной конкуренции.
Дуополия – частный случай олигополии, при котором рынок ограничен двумя участниками-олигополистами, т. е. обычно при олигополии три и более участника. Анализ дуополии как простейшей формы олигополии осуществлён в 1838 г. французским экономистом А.-О. Курно. Модель Курно описывает рыночное равновесие в условиях некооперированной монополии.
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений компаний о ценах на товар и объёмах его предложения. Рынок олигополии зависим от изменения цены участником, т. к. любой из них относится к крупным, а остальные компании вынуждены реагировать на изменение цены (Экономическая теория. 2019. С. 167). Ценовое поведение олигополистов ограничено взаимозависимостью, и они не могут договориться, потому что это запрещено антимонопольным законодательством.
Рынок олигополии бывает двух типов: однородный и дифференцированный. Исходя из этого, олигополия классифицируется следующим образом:
чистая олигополия – ситуация, при которой фирмы производят однородные продукты (цемент, сталь, нефть, газ);
дифференцированная олигополия – ситуация, когда компании производят схожие продукты (автомобили, самолёты, телефоны, компьютеры, сигареты, напитки и прочее);
коллективная олигополия – ситуация, при которой фирмы сотрудничают друг с другом в определении цены или объёма выпуска продукта, но подобная структура потенциально имеет признаки сговора и монополизации рынка.
В экономической теории рассматриваются 4 модели поведения олигополистов. Первая – ломаная кривая спроса (или олигополия без сговора), которую в 1939 г. охарактеризовали экономисты П. Суизи, Р. Холл (1901–1988) и Ч. Хитч (1910–1995). В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение поведения их конкурента (Maskin. 1988. P. 571–599). Существуют две основные линии поведения участников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом – реакция следования за ценой и реакция игнорирования цены. Р. Холл и Ч. Хитч отмечают, что рынок стремится к ценам, которые покрывают средние затраты, не принимая во внимание предельную выручку и предельные затраты.
Вторая модель – тайный сговор. Тайный сговор, или картель, посредством заключения соглашения в случае, если фирмы-олигополисты имеют цель ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступления в отрасль новых фирм. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен либо закрепление долей поставок продукции на рынок для максимизации прибыли. Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько участники мотивированы соблюдать условия сговора.
Третья модель – лидерство в ценах, означает следование за крупным участником рынка посредством учитывания его ценовой политики. Часто такая модель используется в перерабатывающей промышленности.
Четвёртая модель – соблюдение принципа ценообразования «издержки плюс». Модель используется при разделе рынка несколькими крупными производителями, а также при наличии олигополиста-лидера. Модель связана с планированием выпуска и прибыли. Ценообразование предполагает установление цены по принципу «средние издержки плюс прибыль», исчисленная в процентах от уровня средних издержек. Норма прибыли определяется средним объёмом выпуска и продаж. Надбавка планируется как минимальная экономическая прибыль, исходя из средней нормы прибыли отрасли за последние несколько лет. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую) прибыль (Курс экономической теории. 2000. С. 160–162).
Поскольку перед фирмой стоит выбор стратегии поведения на рынке, в макроэкономике и эконометрике распространено использование игровых методов или игровых математических моделей. Теория игр в олигополии позволяет выявить зависимость решений субъектов рынка от базового игрока рынка. В олигополии участники (игроки) рынка и конкуренты, и тайные партнёры одновременно.
В олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Олигополист обладает определённой властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, разделивших рынок между собой. В условиях олигополии либо весь рынок поделён между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занимает множество мелких производителей (монополистических конкурентов) (Киселева. 2011. С. 122). С проблемой олигополии сталкиваются, например, компании, рекламирующие продукцию, ориентированную на один и тот же сегмент потребителей. Если две фирмы реализуют широкие рекламные кампании, то они, условно, делят рынок пополам. Если одна фирма начинает рекламную кампанию, а другая оценивает её целесообразность, то первая фирма отбирает у второй её потребителей, так потенциальные потребители становятся реальными (Менкью. 1999. С. 361). Один из самых общих способов воспрепятствования координации действий компаний-олигополистов – применение общего права. В США государственная политика в отношении олигополистов основывается на первом антитрестовском законе Шермана от 1890 г. (Шпаковский. 2017. С. 168–170). Закон Шермана (Sherman Act) разделил понятия соглашения и хозяйственного контракта между олигополистами. Первое рассматривается как преступный тайный сговор, а второе – как добровольное соглашение сторон.
Проблемы олигополистических рынков – коллективное доминирование и ограничительные соглашения между субъектами хозяйствования, что связано с нарушением антимонопольного законодательства. В процессе контроля за экономической концентрацией антимонопольные органы проводят идентификацию олигополистических рынков. В практике Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС РФ) примером выявления и пресечения злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на олигополистических рынках являются рынок нефти и нефтепродуктов, финансовый рынок (Доклад по регулированию олигополий. 2015). Большинство сегментов финансового рынка России, согласно ФАС РФ, – это олигополия с конкурентным окружением, и банки изначально находятся в более выгодном положении относительно других поставщиков финансовых услуг. Для оценки состояния конкуренции на финансовом рынке Банк России и ФАС РФ используют индекс рыночной власти Линда (Lind) и индекс развития рыночной конкуренции (GAP) (Конкуренция на финансовом рынке. 2018. С. 3; 9).