Торговля
Торго́вля, деятельность по купле-продаже товаров и услуг с целью получения экономической выгоды.
Различают внешнюю и внутреннюю торговлю. В контексте внешнеторговой деятельности выделяют экспорт (продажу товаров и услуг на внешние рынки) и импорт (приобретение товаров и услуг у других стран).
Принято разделять оптовую и розничную торговлю. При оптовой торговле купля-продажа происходит в больших объёмах, причём обе стороны совершают сделки в коммерческих целях. В рамках розничной торговли сделки заключаются в малых объёмах, а покупателем чаще всего выступает конечный потребитель.
Причины существования торговли
Научные модели, объясняющие причины существования торговых отношений, как правило, касаются международной торговли, однако изложенные в них аргументы в значительной степени применимы и к внутренней торговле.
Одна из главных причин, по которой страны торгуют друг с другом, заключается в том, что для производства единицы того или иного продукта им требуется неодинаковое количество ресурсов. В связи с этим каждой из стран, как утверждает рикардианская модель международной торговли, выгоднее сконцентрироваться на выпуске того продукта, который она может производить с меньшими затратами ресурсов, чем другие продукты. При этом даже если страна может производить все товары более эффективно (т. е. с меньшими затратами ресурсов), чем другие страны, тем не менее ей выгоднее сконцентрироваться на выпуске того товара, который она производит наиболее эффективно (другими словами, в котором она имеет сравнительное преимущество), а остальные товары закупать у других стран. Таким образом, любая страна имеет основания для специализации на производстве отдельных товаров и для торговых взаимоотношений.
Ещё одним основанием для существования торговли является то, что различные страны в неравной степени наделены теми или иными ресурсами. По этой причине для отдельных стран производство определённых товаров может быть затруднительным или невозможным, а для других – простым и малозатратным. Согласно теории Хекшера – Улина, для каждой страны естественным является выбор в пользу экспорта товаров, производство которых предполагает интенсивное использование фактора производства, которым она обладает в избытке, и импорта продуктов, для выпуска которых используется фактор, которым страна небогата.
Экономически выгодной торговля также может быть вследствие существования эффекта масштаба. Так называется ситуация, когда издержки на выпуск единицы продукции снижаются по мере увеличения масштабов производства. При эффекте масштаба одно крупное производство может быть существенно выгоднее существования нескольких более мелких производств в разных регионах или странах.
Ещё одной причиной ведения торговли могут быть различия в системах налогообложения и субсидирования в разных странах. Более выгодные условия могут создавать преимущества для страны в производстве отдельных товаров и вести к активизации экспортной деятельности.
История международной торговли
Торговые отношения существовали уже в эпоху древних цивилизаций. Например, жители Месопотамии торговали керамическими и иными изделиями в 4 тыс. до н. э. Внутренняя и внешняя торговля активно велась и в Древней Греции. Товарные потоки связывали древнегреческие города-полисы с Египтом, Малой Азией и другими регионами.
Ввиду того что торговля на дальние расстояния в древности была затруднена высоким уровнем риска и иными факторами, обмен товарами осуществлялся, как правило, на близко расположенных рынках. Расцвет Римской империи во 2 в., наладившей отношения с Китаем, а также развитие таких инструментов, как страхование и кредит, привели к достаточно масштабной торговле по Великому шёлковому пути, в которую также были вовлечены Индия, Персия и ряд других стран. Однако со временем возникшие военные конфликты и распад Римской империи затруднили транспортировку товаров и торговые связи между отдалёнными рынками были нарушены.
В эпоху раннего Средневековья были нарушены торговые отношения Европы и Востока. Римские города, находящиеся за пределами Средиземноморья, больше не являлись торговыми центрами, а Европа стала изолированным и, как следствие, менее развитым регионом. В этот период господствовало натуральное хозяйство, а торговля была примитивной и велась, как правило, профессиональными купцами.
Дальнейшее развитие торговых связей между Европой и Востоком произошло на фоне крестовых походов. Широкий набор товаров из Египта, Сирии, Индии и Китая, включая ковры, мебель и специи, оказался востребован на европейском рынке. Венеция и Генуя пережили в эту эпоху экономический расцвет, отобрав звание центра международной торговли у Константинополя.
Важнейшим этапом развития торговли стала эпоха Великих географических открытий. Открытие Америки и морского пути в Индию в конце 15 в. радикально изменило картину международной торговли. Первостепенное место в ней стали занимать товарные потоки из колоний в их метрополии. Страны-метрополии стремились получить экономическое преимущество относительно стран-конкурентов, налаживая из своих колоний поставки наиболее ценных из имеющихся там товаров. Возможность торговли колоний с другими странами при этом часто ограничивалась.
В 18–19 вв. значительно более массовым производство товаров стало благодаря промышленной революции в Англии. Новая экономическая реальность привела к частичному отказу Англии от протекционистских практик в пользу свободной торговли.
Последующий период, продлившийся вплоть до начала Первой мировой войны, определяется как период роста международной торговли. Однако в 1914–1918 гг. военные действия между многочисленными странами естественным образом нарушили торговые связи. В межвоенную эпоху препятствием для свободного товарообмена стали изменение политических границ (в частности, своё существование прекратили сразу несколько империй) и рост государственного вмешательства в экономику, включавший в том числе рост пошлин.
В 1944 г. в целях недопущения повторения негативного экономического опыта 2 предыдущих десятилетий, а также преодоления последствий Второй мировой войны ряд стран-союзников инициировали обсуждение возможности заключения международных соглашений, направленных на стимулирование торговли и обеспечение международного движения капитала. Результатом этих обсуждений явилось, в числе прочего, создание Международного валютного фонда, одной из целей которого стало увеличение объёмов международной торговли.
В 1947 г. в целях снижения барьеров в международной торговле между 23 странами было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Позже количество участников соглашения выросло в несколько раз.
В 1995 г. возник новый институт международной торговли – Всемирная торговая организация (ВТО). В отличие от ГАТТ, ВТО занимается не только вопросами торговли товарами, но и торговлей услугами, а также соблюдением прав на интеллектуальную собственность. В организацию входят 164 страны (по состоянию на 2023 г.).