Совершенная конкуренция
Соверше́нная конкуре́нция, в экономике тип рыночной структуры, гипотетическая ситуация, в рамках которой на рынке присутствуют множество потребителей и мелких производителей, которые конкурируют друг с другом, при этом ни один из субъектов не обладает значительной рыночной властью. При такой структуре рынка возникает равновесие спроса и предложения. Ситуация, отличная от несовершенной конкуренции (в частности, монополистической конкуренции, олигополии, монополии).
Признаки совершенной конкуренции
Под совершенной конкуренцией могут пониматься сочетания различных характеристик, описывающих организацию рынка:
1) абсолютно эластичный спрос на продукцию (он всегда есть и постоянно удовлетворён), производимую продавцом (Robinson. 1934) (т. е. установление продавцом цены на товар выше уровня предельных издержек его производства приведёт к моментальному оттоку потребителей к другим продавцам), что подразумевает, что на рынке присутствует большое количество потребителей и производителей, не имеющих возможности оказывать влияние на цены (Perfect competition. 2002);
2) рациональное поведение производителей и потребителей, отсутствие асимметрии информации и шоков рынка, совершенная мобильность и совершенная делимость факторов производства, [т. е. отсутствие барьеров входа на рынок (Harrod. 1934. P. 442–470)];
3) полностью статические условия функционирования рынка (Knight. 1921);
4) гомогенность производимых участниками рынка товаров и/или услуг, отсутствие трансакционных издержек и внешних эффектов (экстерналий) (The Palgrave encyclopedia of strategic management. 2018) и др.
В качестве синонима «совершенной конкуренции» принято использовать понятие «чистая конкуренция» (pure competition). Однако необходимо отметить, что не все экономисты согласны с синонимичностью данных понятий. Например, Э. Чемберлин (Chamberlin. 1933. P. 6) считал, что понятие «чистая конкуренция» является более узким и входит в более широкое понятие совершенной конкуренции: под чистой конкуренцией понимается ситуация на рынке, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен, а если данное условие дополнено другими (например, условием отсутствия асимметрии информации), то рассматриваемую конкуренцию можно считать совершенной. Экономист Дж. Стиглер полагал, что понятие чистой конкуренции равнозначно понятию конкуренции в ситуации отсутствия элементов монополии на рынке (которые могут наблюдаться при такой структуре рынка, как монополистическая конкуренция) (Stigler. 1957. P. 15).
Генезис понятия «совершенная конкуренция»
Основы концепции совершенной конкуренции впервые были заложены А. Смитом. Так, понятие конкуренции им рассматривалось с учётом следующих особенностей функционирования рынков: присутствия на них независимых соревнующихся между собой игроков (фирм) и мобильности ресурсов (в возможности фактора производства менять сферу своего применения), наличия у игроков знаний об условиях использования ресурсов, свободы входа и выхода из отраслей. В рамках функционирования таких рынков Смит выделял два типа цены товара: «естественную цену» товара (natural price), которая определялась суммой затрат на его производство, и «рыночную цену» товара (market price), отражающую истинную ценность товара и определяющуюся в результате рыночного обмена (Smith. 1776. P. 47–54). Взаимодействие субъектов рынка происходит таким образом, что в краткосрочном периоде данные цены могут не совпадать – тогда продавцы могут либо получать прибыль при превышении рыночной цены над естественной ценой товара, либо нести издержки при обратной ситуации. В долгосрочном периоде благодаря свободному входу на рынок и выходу с него взаимодействие игроков приводит к равновесию спроса и предложения, а также к тому, что в качестве равновесной цены на всех рынках устанавливается естественная цена, – соответственно, хозяйствующие субъекты получают прибыль, равную нулю (The Invisible Hand. 1989. 18).
А. Смитом были изложены только теоретические основы концепции совершенной конкуренции, которые далее получили своё развитие в трудах других экономистов. Так, Д. Рикардо в своих работах предложил обоснование концепции Смита. Рикардо считал, что достижение равновесия в рамках совершенной конкуренции возможно не только и не столько за счёт входа на рынки и выхода с них игроков (фирм), но в большей степени за счёт изменения направлений потоков капитала между отраслями (Tsoulfidis. 2015. Р. 18–19)
Идеи Дж. С. Милля также были основаны на концепции совершенной конкуренции, предложенной А. Смитом, однако в своих работах экономист больше концентрировался на координационной роли конкуренции и рассматривал её как закон, определяющий правила регулирования цен на рынках. Существенный вклад в развитие концепции совершенной конкуренции внёс К. Маркс: в его работах произошло разграничение между внутриотраслевой и межотраслевой конкуренцией. Кроме того, Марксом было выдвинуто предположение, что совершенная конкуренция является не перманентным, а лишь временным состоянием рынка, которое неразрывно связано с понятием концентрации, а не абсолютно противопоставляется ему. Так, по мнению Маркса, «монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами… Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу» (Маркс. 1955. Т. 4. C. 166).
Впервые концепция совершенной конкуренции была проанализирована при помощи использования математического аппарата в работах А. О. Курно, который рассматривал совершенную конкуренцию не как процесс (по аналогии с идеями А. Смита), а как конечный результат, т. е. концентрировался на её последствиях. Вклад Курно также состоял в том, что в его работах количество хозяйствующих субъектов на рынке было соотнесено с рыночной ценой: при бесконечно большом количестве игроков конкурентное давление приводило к снижению цен до тех пор, пока размер предельной прибыли фирм не становился равен размеру их предельных издержек (Cournot. 1838. P. 61–62).
В рамках экономической теории предполагается, что совершенная конкуренция является одним из условий достижения общего равновесия, т. е. равновесия спроса и предложения на рынках всех товаров и факторов производства в экономике. Данная идея основана на концепции, предложенной Л. Вальрасом и получившей развитие в работах Ф. И. Эджуорта (Edgeworth. 1881). Эджуортом на примере рынка с двумя товарами и двумя игроками (фирмами) было продемонстрировано сжатие кривой контрактов с увеличением количества аналогичных фирм. При описании данной концепции было выдвинуто предположение, что рассматриваемое в модели множество движется к равновесию (Hildenbrand. 1993); данные идеи были математически обоснованы (Scarf. 1963).
Практическое применение концепции совершенной конкуренции
Поскольку не существует рынков, которые могли бы удовлетворять всем условиям совершенной конкуренции, данный тип рыночной структуры представляет собой абстрактную концепцию. Это связано с тем, что невозможно достичь ситуации на рынке, когда спрос всех потребителей продукции будет абсолютно эластичен, все игроки рынка будут обладать полной информацией об условиях его функционирования, факторы производства будут абсолютно делимы и мобильны, вход на рынок и выход с него не будут никак затруднены и т. д. Кроме того, выполнение всех предпосылок совершенной конкуренции приведёт к установлению цен на уровне предельных издержек, что в свою очередь позволит игрокам получать нулевую прибыль в долгосрочном периоде. На практике невозможно найти рынок (отрасль), в рамках которого (которой) все участники рынка будут получать прибыль, равную нулю. Одной из основных целей любой фирмы является получение экономической прибыли, поэтому даже если бы условия совершенной конкуренции выполнялись в рамках каких–либо рынков, вход игроков на данные рынки был бы лишён для них смысла.
Несмотря на то что концепция совершенной конкуренции не находит своего отражения на практике, в экономической теории она получила широкое распространение: так, понятие совершенной конкуренции используется для того, чтобы обозначить одну из двух границ континуума классификации рыночных условий.
Концепция совершенной конкуренции применяется экономистами для моделирования упрощённых ситуаций функционирования рынка и субъектов на данном рынке. Допущения, на которых основано моделирование, соответствуют описанным выше характеристикам рынка: предпосылке об однородности продукции, малости и множественности субъектов рынка, их совершенной осведомлённости, отсутствии барьеров входа на рынок и выхода с него (возможны и другие допущения в зависимости от целей проводимого анализа).
Концепция совершенной конкуренции имеет ряд недостатков. Во-первых, модель совершенной конкуренции основана на предпосылках, которые на практике невыполнимы (объяснение приведено выше). Во-вторых, концепция совершенной конкуренции основана, условно говоря, на статике рыночных отношений, тогда как в действительности постоянно происходят изменения рынков (динамика), что нельзя не учитывать при анализе поведения их субъектов. В-третьих, в рамках самой концепции совершенной конкуренции субъекты не могут реализовывать положительные эффекты от дифференциации продукции, экономии за счёт эффекта масштаба, их стимулы к реализации НИОКР снижаются.
Альтернативные концепции конкуренции
Представления о совершенной конкуренции изначально использовалась в практике антимонопольного регулирования, однако её недостатки заставили регулятора сделать выбор в пользу других концепций конкуренции. Американский экономист Дж. М. Кларк ещё в середине 20 в. сформулировал понятие «рабочая конкуренция», т. е. наилучшее состояние конкурентной среды, которое доступно только с практической точки зрения (Clark. 1940). Данная концепция нашла поддержку не только в американской теории, но в определённой степени поддерживалась и в конкурентном праве Европейского союза (ЕС).
Однако в настоящее время конкурентное право Европейского союза основывается в первую очередь на концепции эффективной конкуренции (effective competition), т. е. конкуренции, приближенной к совершенной, но допускающей умеренную концентрацию на рынке, которая необходима компаниям, чтобы избежать банкротства и позволить удовлетворять спрос в соответствии с изменяющимися условиями рынка (Sosnick. 1958). Т. е. концепция эффективной конкуренции представляет собой конкурентную среду в динамике, при которой конкуренция приносит наибольшую выгоду для общества.
То, что конкуренция (если точнее – конкурентный процесс) является непосредственным объектом антимонопольного регулирования, в настоящее время не оспаривается никем из учёных – ни в России, ни за рубежом. Однако в правоприменительной практике регуляторы всех систем конкурентного права не могут не учитывать и интересов потребителей (в широком смысле – потребителей продукции и услуг, включая юридических лиц), поскольку конкуренция в итоге призвана обеспечить благосостояние последних. Проблема учёта интересов потребителей в антимонопольном регулировании – одна из самых дискутируемых в последнее время тем в зарубежном конкурентном праве. Одним из способов её решения как раз и явилась концепция эффективной конкуренции.
Комиссия ЕС впервые закрепила достижение эффективной конкуренции как цели мер антимонопольного регулирования, применяемых к антиконкурентным соглашениям и контролю за экономической концентрацией в конце 1990-х гг. Это нашло отражение в многочисленных актах по данным вопросам, принятых Комиссией ЕС, последним из которых по времени стало Руководство по применению ст. 101 (бывшая ст. 81) Договора о функционировании Европейского союза к горизонтальным кооперативным соглашениям 25 марта 1957 г. (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2007) (Communication from the Commission – Guidelines on the applicability of Article 101).
Однако до определённого времени концепция эффективной конкуренции не находила своего воплощения в таком важном институте конкурентного права ЕС, как злоупотребление доминирующим положением. Тем не менее уже в 2000-х гг. можно смело утверждать, что применение всех антимонопольных мер в Европейском союзе имеет своей общей целью обеспечение эффективной конкуренции. Этот вывод можно сделать в связи с изданием Комиссией ЕС Руководства по приоритетам комиссии в применении ст. 102 (бывшая ст. 82) Договора ЕС к случаям злоупотребления доминирующим положением от 3 декабря 2008 г. (Communication from the Commission – Guidance on the Commission’s enforcement priorities in applying article 82. P. 7–20).
Данное руководство применяется только к случаям злоупотребления доминирующим положением, условно, «исключающей» направленности, т. е. поведения, направленного на ограничение или выдавливание действующих конкурентов с рынка или препятствие входу новых конкурентов на рынок (Antitrust: Guidance on Commission enforcement priorities in applying Article 82 to exclusionary conduct by dominant firms. Question 2).
Сформулированные в нём принципы правоприменительной практики Комиссии ЕС заключаются в том, что применение мер антимонопольного регулирования к случаям злоупотребления доминирующим положением будет направлено на то, чтобы «рынки функционировали полноценным образом, и потребители выигрывали от эффективности и продуктивности, которые являются следствием эффективной конкуренции между фирмами» (Antitrust: Guidance on Commission enforcement priorities in applying Article 82. Para. 5). При этом там же прямо зафиксировано следующее: «Акцент в деятельности Комиссии ЕС по применению мер антимонопольного регулирования в отношении "исключающего" поведения будет сделан на защите конкурентного процесса на внутреннем рынке и обеспечении такого поведения доминирующих субъектов, которое направлено не на исключение своих конкурентов, а на здоровое конкурирование в отношении товаров и услуг, которые они производят. При этом Комиссия ЕС принимает во внимание, что в действительности важно защищать эффективный конкурентный процесс, а не просто конкурентов».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одна из ведущих систем конкурентного права в настоящее время исходит уже не из концепции совершенной конкуренции, а из необходимости защиты эффективной конкуренции. Последнее предполагает более активное взаимодействие экономической теории и права.
Применение концепции совершенной конкуренции в РФ
В России понятие конкуренции нормативно закреплено в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Под конкуренцией понимается «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Это определение описывает идеальную теоретическую модель конкуренции, т. е. рыночную ситуацию, которая не может быть рассмотрена даже как «чистая конкуренция» (Chamberlin. 1933).
При этом в п. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции в качестве одной из целей антимонопольного законодательства названо «создание условий для эффективного функционирования товарных рынков». Также в ст. 13 Закона о защите конкуренции предусматривается возможность признания отдельных антиконкурентных действий допустимыми при условии, что не «создаётся возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке», на их участников или третьих лиц не налагаются «ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия)», а также если результатом таких практик является или может являться увеличение благосостояния потребителей (в виде получения ими выгод, соразмерных выгодам хозяйствующих субъектов) и совершенствование производства, реализации товаров либо стимулирование технического, экономического прогресса, а также повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке.
Таким образом, на основании положений статей 1 и 13 Закона о защите конкуренции можно сделать вывод о том, что российское антимонопольное законодательство в действительности не стремится обеспечить достижение совершенной конкуренции на рынках. Закон о защите конкуренции допускает на рынках появление определённого уровня концентрации, но при условии, что её результаты будут эффективными, т. е. будут иметь положительные эффекты для благосостояния потребителей и экономики в целом. Таким образом, в рамках анализа конкурентного процесса представляется возможным заключить, что в России в целом понятие «конкуренция» схоже с понятием «эффективная конкуренция», применяемым в ЕС, и используется в качестве ориентира.