Потребление (в экономике)
Потребле́ние в экономике, использование валового внутреннего продукта в процессе удовлетворения человеческих потребностей, фаза процесса воспроизводства, органически связанная с другими его фазами: производством, распределением и обменом.
В зависимости от вида потребляемых благ потребление складывается из потребления материальных благ, имеющих вещную форму, и потребления услуг. По способу удовлетворения потребностей потребление может быть личным (индивидуальным) и общественным (групповым, коллективным). Сравнительные уровни потребления выражаются в показателе среднедушевого потребления, исчисляемого путём деления общего количества потреблённых благ на численность населения страны. Статистическая закономерность связи между денежными доходами и структурой потребления (закон Э. Энгеля) состоит в том, что чем выше доход домохозяйства, тем относительно меньше доля денежных расходов на потребление продовольствия.
Эволюция потребления
Исторически характер потребления зависел от религиозных и этнических традиций, разделения труда, отношения к собственности, дифференциации доходов и статусных различий социальных классов, рангов, варн, каст, сословий. При расточительном потреблении высших общественных слоёв многовековая тенденция к простому воспроизводству сдерживала среднедушевое потребление, и потребление низших слоёв часто не достигало прожиточного минимума. В Европе достаточно устойчивое массовое потребление продуктов питания было впервые достигнуто в Нидерландах благодаря засолу сельдей, внедрению плодосменной системы земледелия и морскому привозу зерна. В целом на европейском Западе продовольственное потребление без голода стало возможным лишь с переходом к поступательному расширенному воспроизводству вследствие промышленной революции. Однако и после этого случались периоды снижения стандартов жизни (англ. standard of living, нем. Lebensstandard) – нормативного уровня массового потребления в данном обществе. Заинтересованность предпринимателей в сокращении издержек производства и в максимизации прибыли диктовала жёсткие пределы заработной платы и уровни розничных цен, часто непосильные для рабочей массы. Как противовес этому появилось движение за создание «потребительных обществ», или потребительских кооперативов (начало положили английские ткачи из г. Рочдейл, близ Манчестера, в 1844). В них объединялись малоимущие граждане с целью наиболее выгодно удовлетворить свои потребности в разных продуктах путём совместных закупок или устройства собственных лавок.
Повседневное массовое потребление необходимых товаров в основном на зарплату сложилось в Западной Европе лишь к началу 20 в. во многом благодаря ставшему возможным (в связи с развитием железнодорожного и морского парового транспорта) резко возросшему импорту продовольствия. В быстро прогрессировавшей экономике США было положено начало стандартизации потребления одежды (размеры) и бытовой техники (карманные часы, швейная машина и т. д.), а также уравниванию потребителей разного статуса в универмагах с фиксированными ценами (принцип cash and carry – «плати и бери»). Но развивалось и престижное потребление напоказ, социологически проанализированное Т. Вебленом («Теория праздного класса», 1899).
Формирование стандартов массового потребления в 20 в.
С начала 20 в. в США началось изменение структуры личного потребления под воздействием автомобилизации и электрификации домашнего быта. Производство автомобилей поточно-конвейерным способом и удвоение зарплаты на заводах Г. Форда положили начало новому этапу стандартизации потребления, ориентированной на доступные массам цены сложной бытовой техники длительного пользования. Новые формы расширения сбыта и потребления изобретены компаниями – конкурентами Форда General Motors и Chrysler: потребительский кредит; стратегии маркетинга с лестницей цен для престижного потребления (с учётом дизайна и других характеристик моделей); послепродажное обслуживание потребителей на основе франчайзинга. Окончательно система массового стандартизированного потребления сложилась в США после осуществления мер по расширению покупательной способности менее зажиточных слоёв в рамках «Нового курса» (1933–1939).
Выравнивание стандартов личного потребления на основе высоких темпов экономического роста в высокоразвитых индустриальных странах с различными моделями смешанной экономики (социальное рыночное хозяйство, экономический дирижизм, «государство благосостояния» и т. д.) привело к распространению в 3-й четверти 20 в. термина «общество массового потребления». Возросло значение дифференциации продукта, а вместе с ней – продвижения товарных знаков, торговых марок, брендов, определяющих потребительское поведение. Быстро расширялись сети супермаркетов и гипермаркетов (WalMart, The Home Depot, Costco, Auchan, IKEA и т. д.)
Накопление в домохозяйствах потребительских активов длительного пользования происходило в значительной степени при помощи потребительского кредита и ориентировалось на американский эталон «трёх С» (car – легковой автомобиль, cooler – холодильник, colour – цветной телевизор). «Потребительскому упоению» способствовало внедрение поточно-конвейерных методов не только в обрабатывающую промышленность, но и в строительство индивидуальных жилых домов («левиттауны» в США), ресторанный бизнес (McDonald’s) и т. п. Реклама была направлена на стимулирование «ускорения» потребления, интенсивного обновления фирменных товаров, пользование которыми могло наносить ущерб не только благосостоянию, но и здоровью потребителей и даже быть опасным для жизни. В 1962 г. Дж. Ф. Кеннеди подписал «Билль о правах потребителя», создавший юридическую базу для организованных действий граждан и государственных чиновников, направленных на расширение прав покупателей.
Критика негативного воздействия «общества массового потребления» на экологию, абсолютизации показателей роста валового национального продукта нашла отражение в идеологии новых левых, докладах Римского клуба, движении «зелёных».
Экологическую нагрузку позволило снизить внедрение ресурсосберегающих технологий на новом этапе научно-технической революции, начавшемся в середины 1970-х гг.; информатизация и повышение гибкости производственных систем способствовали переходу от стандартизированного крупносерийного производства к мелкосерийному выпуску товаров, учитывающему индивидуальные вкусы и запросы потребителей.
Теоретические аспекты потребления
В центре внимания политической экономии и статистики оказались такие аспекты потребления, как значение бережливого потребления для накопления капитала, условия равновесия между производством и потреблением (предложением и спросом), относительность стандартов потребления и их связь с благосостоянием, различия в эластичности потребления предметов первой необходимости и предметов роскоши. К. Маркс обосновал понятие производственного потребления рабочей силы и средств производства, в отличие от непроизводственного «собственно потребления», и развил концепцию капиталистического подчинения потребления неограниченному росту производства ради максимизации прибыли. Марксизм как учение о способах производства исходил из «примата производства» над потреблением; маржинальная революция, напротив, выдвинула потребление на первый план; неоклассическое направление экономической мысли ввело и обосновало категории ренты потребителя, развило теории «суверенитета потребителя», утверждающие, что вкусы потребителей, а не предпочтения производителей определяют, какие из товаров должны производиться, и т. д. В. Зомбарт развил концепцию особой роли потребления товаров роскоши в происхождении капитализма.
Сглаживание разницы в доходах с помощью прогрессивного налогообложения и система социальных трансфертов стали важными задачами макроэкономической политики в соответствии с «основным психологическим законом» Дж. М. Кейнса (люди склонны увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход): ввиду более высокой склонности к потреблению у менее зажиточных слоёв частичное перераспределение доходов в их пользу способствует формированию эффективного спроса, стимулирующего инвестиции и экономический рост.
Представители неокейнсианства (Р. Масгрейв, П. Сэмюэлсон и др.) ввели понятие «общественных благ», производство которых должно брать на себя государство ввиду их недостаточного предложения частным бизнесом. У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960) отождествил «общество высокого уровня массового потребления», характеризуемое наращиванием производства бытовой техники длительного пользования, с 5-й стадией экономического роста, к которой перешли капиталистические страны «промышленной зрелости», но к которой не смогут перейти страны с плановой экономикой.
Дж. К. Гэлбрейт в книге «Общество изобилия» (1958) акцентировал внимание на противоречии между изобилием товаров для личного потребления и недостатком благ общественного потребления, настаивая на увеличении государственных инвестиций в городское благоустройство и особенно в образование.
В рамках микроэкономического и макроэкономического подходов (американские экономисты Х. Лейбенстайн, Дж. Дьюзенберри и др.) было проанализировано такое явление, как престижное потребление. В результате были выделены: «эффект повального увлечения» (покупать то, что в моде) и «эффект сноба» (покупать не то, что другие), а также «демонстрационный эффект» (влияние потребления высокостатусных групп населения на поведение менее статусных групп, а также более развитых стран на менее развитые).
Гипертрофированное и обременённое задолженностью потребление является объектом критического анализа в антиглобализме, неомарксизме и постмодернизме.