Предложение (в экономике)
Предложе́ние в экономике, количество какого-либо блага (товара или услуги), представленное для продажи на рынке. Величина предложения выражает готовность товаропроизводителя продать определённый объём рассматриваемого блага за определённый период времени при определённом уровне цен. Общее количество благ, которое может быть представлено на рынке при данной структуре цен, составляет совокупное предложение. Превышение предложения над спросом по данному товару или услуге при существующей цене является перепроизводством; обратный случай: превышения спроса над предложением при существующей цене – товарным дефицитом.
К числу основных факторов (детерминант), влияющих на изменения предложения данного блага, относятся: изменения цен на производственные ресурсы; ожидания изменений цен на данную продукцию; технологические нововведения; изменения количества поставщиков данного товара или услуги; изменения предложения благ-заменителей (субститутов) и дополняющих благ; налогообложение и предоставление субсидий товаропроизводителям.
Эластичность предложения по цене (степень чувствительности к изменению цены) зависит от редкости (воспроизводимости) благ и фактора времени, включая сроки годности товара (скоропортящийся или длительного пользования). Предложение будет неэластичным по цене в случае абсолютной редкости (уникальности, невоспроизводимости) блага; эластичным по цене – в случае относительной редкости блага, когда расширение предложения возможно, но затруднено недостаточной гибкостью факторов производства. Для свободно воспроизводимых товаров предложение, как правило, менее эластично в краткосрочном периоде, когда расширение производства возможно лишь за счёт более полного использования имеющегося оборудования, и более эластично в долгосрочном периоде, достаточном для проведения инвестиционных решений по обновлению основного капитала.
Типичная кривая предложения имеет положительный наклон, т. е. по мере роста цены продукции производители находят более выгодным наращивать объёмы производства за счёт более полного использования производственных мощностей.
Однако в микроэкономике описан также эффект «загибающейся кривой предложения», когда рост цен перестаёт стимулировать увеличение предложения некоторыми типами предприятий. Например, исследованное А. В. Чаяновым крестьянское семейно-трудовое хозяйство было нацелено не на максимизацию прибыли, а на насыщение привычного уровня потребностей, что вело при благоприятной рыночной конъюнктуре к снижению предложения труда и приостановке роста предложения.
В макроэкономическом анализе название «экономика предложения» (англ. supply-side economics) закрепилось за одним из направлений неолиберализма, вышедшим из чикагской школы и последовавшим за монетаризмом в критике макроэкономической политики неокейнсианства, нацеленной на стимулирование совокупного спроса за счёт мер бюджетно-налоговой политики (англ. demand-side economics). Приверженцы «экономики предложения» обосновывали необходимость стимулирования частного предпринимательства и обуздания инфляции путём сокращения масштабов государственного регулирования экономики, снижения ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Проведением этих рекомендаций в практику стала, например, «рейганомика».