Экономические блага
Экономи́ческие бла́га, блага, которые имеются в распоряжении индивидов в ограниченном количестве и могут быть получены путём производства, требующего затрат редких (или ограниченных) экономических ресурсов.
В целом к благам относится всё, что имеет для индивида полезность с точки зрения удовлетворения его потребностей. Фундаментальным свойством потребностей является безграничность. Каждый индивид непрерывно сталкивается с появлением новых потребностей, а также испытывает стремление удовлетворять имеющиеся полнее и на более высоком качественном уровне.
Ряд благ, такие как воздух, солнечный свет и солнечное тепло, доступны людям в неограниченном количестве и совершенно бесплатно. Такие блага называют неэкономическими, или даровыми. Согласно определению, сформулированному А. Маршаллом, «даровыми являются те блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека» (Маршалл. 1993. С. 114). Такие блага не надо создавать с помощью экономического механизма.
Бóльшая же часть материальных потребностей людей удовлетворяется при помощи экономических благ, т. е. благ, количество которых конечно и которые могут быть получены в процессе производства, требующего затрат редких (или ограниченных) человеческих и материальных ресурсов. Маршалл подчёркивал, что такие блага «непосредственно могут быть измерены денежной мерой, – мерой, выражающей, с одной стороны, усилия и жертвы, потребовавшиеся для того, чтобы они появились на свет, и, с другой стороны, потребности, удовлетворяемые ими» (Маршалл. 1993. С. 115). Будучи произведёнными, экономические блага распределяются между людьми, а затем потребляются.
Деление благ на экономические и неэкономические (см. рис. 1) условно, и при определённых обстоятельствах одно и то же благо может относиться то к одной, то к другой категории. Наиболее яркий пример – вода, которая для находящегося в пустыне человека является экономическим благом, а для человека, стоящего рядом с пресным водоёмом, – неэкономическим. В приведённом примере критерием отнесения воды к той или иной категории благ является редкость (ограниченность).
Получение бесплатного образования или медицинской услуги также является экономическим благом, поскольку на содержание школ и больниц, оплату труда учителей и врачей государство несёт значительные расходы.
Экономические блага подразделяются на частные и общественные (см. рис. 2).
Частные блага (или частно потребляемые блага, см. Samuelson. 1954. P. 387) являются конкурентными и исключаемыми. Благо является конкурентным, если при фиксированном объёме производства его потребление одним индивидом уменьшает количество, доступное любым другим индивидам. Благо является исключаемым, если возможно ограничить число его потребителей теми, кто за него заплатил. Объём производства частных благ дели́м на части, за приобретение которых конкурируют потребители. Как правило, производство дополнительной единицы частного блага сопряжено с положительными предельными издержками. Не заплативший за свою часть индивид не сможет стать потребителем такого блага. К частным относится большинство потребительских благ, например продукты, одежда и автомобили.
Общественные блага неоднородны. Чистые общественные (или коллективно потребляемые, см. Samuelson. 1954. P. 387) блага являются неконкурентными и неисключаемыми в потреблении, т. е. обладают свойствами, противоположными свойствам частных благ. Благо является неконкурентным, если его потребление одним индивидом не уменьшает количество, доступное любому другому индивиду (Samuelson. 1954. P. 387). Благо является неисключаемым, если никто не может быть исключён из числа его потребителей, когда оно уже произведено. Примеры чистых общественных благ – национальная оборона, охрана правопорядка, а также другие коллективно потребляемые блага, такие как освещение улиц в городах или фундаментальные научные знания. При заданном произведённом объёме чистого общественного блага предельные издержки его предоставления (альтернативные издержки обслуживания дополнительного потребителя) равны нулю, что вызывает «проблему безбилетника»: даже не заплатившего нельзя лишить возможности быть потребителем.
Исключаемые общественные блага (Хайман. 1992. С. 316), или т. н. клубные блага (Varian. 1992. P. 415), обладают свойством неконкурентности, но им не присуща неисключаемость. Так, потребитель услуг кабельного телевидения не конкурирует с соседями за объём просмотра, но доступ к каналам он может получить лишь за абонентскую плату. Предельные издержки предоставления таких общественных благ дополнительному потребителю могут быть близки к нулю, но применительно к ним исключена «проблема безбилетника».
Перегружаемые общественные блага (Хайман. 1992. С. 316) – это неисключаемые, но конкурентные блага. Начиная с некоторого их количества, появление дополнительного потребителя снижает полезность, получаемую остальными. Примерами перегружаемых общественных благ являются бесплатные автомобильные дороги и публичные библиотеки. За доступ к ним не надо вносить плату, но потребителям приходится конкурировать друг с другом за полосу движения (особенно в час пик) или популярную книгу.