Розничная торговля
Ро́зничная торго́вля, предпринимательская деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Представлена крупными гипермаркетами, объединёнными в сетевые структуры, крупными, средними и мелкими предприятиями торговли, интернет-площадками, предлагающими продукцию универсального или специального ассортимента, и т. п. Обобщающей характеристикой, позволяющей выделить розницу в качестве особой категории сферы деловых отношений, является наличие непосредственного обращения производителя или поставщика товаров и услуг к покупателю с целью удовлетворения его потребностей.
Розничная торговля выполняет функцию доведения продукта до конечного потребителя. Эта функция имеет решающее значение для обеспечения населения всем набором благ, необходимых для жизнедеятельности. В то же время на предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производство предметов потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную. Продажа товаров и услуг населению создаёт экономическую основу для возобновления производства и обеспечивает непрерывный процесс функционирования рыночной экономики.
В Российской Федерации отношения между продавцом и покупателем в системе розничной торговли регулируются Законом о защите прав потребителей. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вводит следующее определение розничной торговли: розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Организационные формы розничной торговли
Организационные формы розничной торговли многообразны, начиная с простой торговли «с рук», торговли с рыночных лотков, из торговых автоматов, прямых продаж покупателям через традиционные каналы рекламы разовых или типовых услуг перевозки, доставки, ремонтных и строительных работ и прочих услуг и кончая продажами товаров массового спроса в крупных сетевых предприятиях розницы.
Организации розничной торговли могут оказывать услуги и продавать товары в том числе предприятиям частного бизнеса, корпоративным клиентам, государственным структурам.
Наибольший охват населения розничной торговлей осуществляется за счёт создания организационных структур, обеспечивающих продажу товаров массового спроса. Сети гипермаркетов и ведущие интернет-площадки представляют собой крупные производственно-логистические комплексы, включающие мощности по закупкам и снабжению, складские терминалы, транспортные хозяйства, службы содержания торговых помещений или площадок и прочие многочисленные вспомогательные подразделения.
Продажи в массовых объёмах предполагают наличие развитой инфраструктуры технического, компьютерного и программного сопровождения процессов. В дополнение к обеспечению обязательных по законодательству требований по состоянию и обслуживанию контрольно-кассовой техники, содержания в рабочем режиме требует и большое число других технических устройств, таких, например, как сканеры штрихкодов и терминалы их подключения или специализированное подъёмно-транспортное оборудование.
Помимо этого, все стадии движения товаров на крупных предприятиях розничной торговли подконтрольны компьютеризированным процедурам управления.
Площадки электронной торговли, не содержащие торговых площадей, используют процедуру создания и оплаты заказов через Интернет и доставку товаров для покупателя самовывозом из пунктов выдачи, через постаматы или с помощью курьерской службы.
Процессы закупок, складского хранения, транспортировки до места передачи покупателю на площадках электронной торговли строятся так же, как аналогичные процессы в сетевых магазинах и крупных гипермаркетах.
Виды предприятий розничной торговли
Классификация предприятий розничной торговли определяется критериями, по которым производится разделение на группы.
По видам реализуемых товаров в розничной торговле выделяют магазины повседневного спроса, продуктовые магазины малых форматов, супермаркеты, магазины со смешанным ассортиментом товаров, специализированные магазины.
По организационной форме предприятия розницы подразделяются на супермаркеты, универсамы, универмаги, магазины товаров повседневного спроса, специализированные магазины.
По целевой группе покупателей различают специализированные магазины определённых товарных брендов, бутики, салоны продаж.
К торговым предприятиям, ориентированным на целевые группы покупателей, относятся магазины экономкласса: дискаунтеры, точки продаж товаров с ценами, фиксированными на низких уровнях, магазины продажи товаров, бывших в употреблении.
Каждый из видов предприятий розничной торговли предполагает определённую форму представления товара, доступа к товару, сервиса.
Выделяют розничные торговые предприятия с работой продавца от прилавка, предприятия самообслуживания, со свободным отбором товара, с ограниченным самообслуживанием.