Совокупный спрос
Совоку́пный спрос (англ. aggregate demand), спрос, предъявляемый экономическими субъектами на реальный валовой внутренний продукт (ВВП) страны при каждом возможном уровне цен.
В структуре совокупного спроса выделяют четыре компоненты: потребительский спрос (), инвестиционный спрос (), государственный спрос на товары и услуги () и чистый спрос внешнего мира, или спрос на чистый экспорт ():
Выражение (1) соответствует методу расчёта ВВП по использованию доходов (расчёт ВВП по расходам). Однако совокупный спрос – это планируемые расходы экономических субъектов, а ВВП по использованию доходов – это сумма фактически осуществлённых экономическими агентами расходов на потребление, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт.
Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса показывает зависимость между реальным объёмом ВВП, на который предъявляется спрос, и уровнем цен. Аналитически уравнение кривой совокупного спроса может быть представлено следующим образом:
где – значение величины совокупного спроса, – величина автономных расходов, т. е. расходов, которые не зависят от дохода экономических субъектов, – количество денег в экономике, – уровень цен, и – коэффициенты уравнения, характеризующие действие всех прочих факторов, влияющих на совокупный спрос (склонность к потреблению и импорту, налогообложение, предпочтение ликвидности и др.).
Кривую совокупного спроса нельзя вывести посредством суммирования рыночных кривых спроса на разнородные товары и услуги, производящиеся в экономике. Агрегирование подразумевает объединение однородных данных, а объёмы cпроса на товары на микроуровне исчисляются разнообразными натуральными показателями (кг, штуки и др.), что делает невозможным исчисление совокупного спроса в натуральных величинах. Его объём измеряется в денежных единицах постоянной ценности (деньгах базового года).
При использовании уравнения (2) акцент делается на двух главных факторах совокупного спроса (помимо уровня цен): величине автономных расходов и количестве денег в экономике. Также величина совокупного спроса находится в обратной зависимости от уровня цен: чем выше уровень цен в экономике, тем меньший объём реального ВВП готовы и могут приобрести экономические субъекты и тем ниже величина совокупного спроса. Изменение общего уровня цен (дефлятора ВВП) не подразумевает однонаправленного изменения цен на все существующие товары. Так, росту общего уровня цен может сопутствовать как снижение цен на одни товары, так и неизменность цен на другие.
Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса
Графически кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон, как и кривая спроса на отдельном товарном рынке на микроуровне.
Причины, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса, отличны от факторов, обосновывающих отрицательный наклон кривой спроса на отдельном рынке. Этих причин – три.
Эффект богатства (эффект Пигу) назван в честь английского экономиста А. Пигу, впервые представившего его в 1943 г. в статье «The Classical Stationary State». Рост уровня цен в экономике приводит к снижению реального богатства экономических субъектов, в результате чего они ощущают себя беднее и сокращают свой спрос на товары и услуги. Например, если у потребителей накопленное богатство составило 10 млн руб. при уровне цен, равном единице, то при повышении уровня цен в два раза () их реальное богатство уменьшится в два раза (), что отразится в снижении величины потребительского спроса и, соответственно, в сокращении совокупного спроса в экономике.
Эффект процентной ставки. Повышение уровня цен приводит к росту спроса на деньги, поскольку прежнего количества денег экономическим субъектам становится недостаточно для осуществления сделок. Рост спроса на деньги приводит к увеличению ставки процента (рассматриваемой как «цена денег»), что негативно сказывается на инвестиционном спросе и потреблении за счёт удорожания инвестиционных и потребительских кредитов. В результате величина совокупного спроса уменьшается.
Эффект импортных закупок. Повышение уровня цен на внутреннем рынке означает, что импортные товары становятся относительно дешевле отечественных (при неизменном уровне валютного курса). Субъекты национальной экономики переключаются с покупки отечественных товаров на приобретение относительно более дешёвых импортных аналогов. В результате увеличивается спрос на импорт. Аналогично – для иностранных потребителей товары рассматриваемой страны становятся относительно дороже, и экспорт из страны снижается. В итоге величина чистого экспорта (чистый спрос иностранных потребителей на произведённую в рассматриваемой стране продукцию) сокращается, что приводит к снижению общей величины совокупного спроса.
Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса
Как и в случае спроса на отдельном рынке, для совокупного спроса различаются ценовой и неценовые факторы. Изменение уровня цен (ценовой фактор) графически отражается как движение по кривой AD: из точки в точку при снижении уровня цен с до . Влияние неценовых факторов приводит к смещению всей кривой – вправо либо влево.
Рассмотрим подробнее основные неценовые факторы совокупного спроса.
Основные неценовые факторы совокупного спроса
Компоненты совокупного спроса, на которые влияет данный фактор | Неценовой фактор совокупного спроса | Характер влияния на совокупный спрос |
Потребительский спрос () | 1. Доходы и благосостояние потребителей | Прямой |
2. Налоги на потребителей | Обратный | |
3. Ожидания потребителей изменения их будущих доходов | Прямой | |
4. Величина задолженности населения и процент по потребительскому кредиту | Обратный | |
Инвестиционный спрос () | 5. Процентная ставка по кредитам бизнесу | Обратный |
6. Налоги на бизнес | Обратный | |
7. Ожидаемая прибыль | Прямой | |
8. Наличие незагруженных производственных мощностей | Обратный | |
Спрос государства на товары и услуги () | 9. Величина государственных закупок товаров и услуг | Прямой |
Спрос остального мира () | 10. Динамика национального дохода стран – торговых партнёров | Прямой |
11. Курс национальной валюты (в девизной котировке) | Обратный | |
Совокупный спрос в целом () | 12. Количество денег в экономике | Прямой |
Неценовые факторы в таблице сгруппированы по компонентам совокупного спроса, на которые они оказывают влияние. При этом монетарный фактор (количество денег в экономике) является универсальным, поскольку влияет на совокупный спрос по всем его компонентам. Характер влияния – прямой или обратный – характеризует направление сдвига кривой совокупного спроса под воздействием соответствующего фактора. Прямое влияние означает, что кривая совокупного спроса смещается вправо-вверх, если действие фактора усиливается (повышаются доходы и благосостояние потребителей, ожидаемая прибыль, принимаются решения об увеличении государственных закупок товаров и услуг и др.). Обратное влияние означает, что кривая совокупного спроса смещается влево-вниз, если действие фактора усиливается (повышение налогов на потребителей приводит к сокращению потребительского спроса, укрепление национальной валюты приводит к снижению чистого экспорта и др.). В таблице представлены наиболее существенные неценовые факторы совокупного спроса; в реальности данный набор факторов не является исчерпывающим. В частности, фактор ожиданий потребителей и производителей относительно различных будущих событий может влиять на совокупный спрос по-разному, в одном случае увеличивая его (как в случае ожиданий роста доходов), в другом случае сокращая (например, если предприниматели ожидают ухудшение делового климата из-за усиления геополитической напряжённости, санкций и др.).
Кейнсианский взгляд на совокупный спрос
Наиболее существенный вклад в разработку теории совокупного спроса внёс выдающийся английский экономист Дж. М. Кейнс, выделивший роль совокупного спроса в качестве ведущего фактора макроэкономики. Кейнс считал, что в основе кризисных явлений лежит недостаток совокупного спроса в экономике и выход из кризиса возможен при стимулировании совокупного спроса.
Государство может стимулировать совокупный спрос, увеличивая государственные закупки товаров и услуг, повышая трансферты населению или снижая налоги (в последних двух случаях растёт располагаемый доход населения и увеличивается компонента потребительского спроса). Стимулирование совокупного спроса монетарными мерами через увеличение предложения денег в экономике также возможно. Однако если при этом не происходит расширения инвестиционного спроса и формирования новых капитальных благ, монетарное стимулирование рано или поздно оборачивается ростом уровня цен, т. е. инфляцией, поскольку увеличивающемуся совокупному спросу не соответствует рост совокупного предложения (для последнего также необходимы инвестиции, трансформирующиеся в рост запаса капитала и производственных мощностей в экономике).
Монетаристский взгляд на совокупный спрос
Из количественной теории денег формулу совокупного спроса можно определить следующим образом:
где – совокупный спрос; – количество денег в обращении; – скорость обращения денег; – общий уровень цен.
Из уравнения (3) следует, что объём совокупного спроса растёт вместе со скоростью обращения денег и денежной массой в обращении. Cогласно монетаристской теории, увеличение или сокращение предложения денег сдвигает кривую совокупного спроса соответственно вправо либо влево. Отсюда формулируется монетарное правило денежно-кредитной политики, предполагающее увеличение предложения денег только вместе с соответствующим ростом реального объёма производства. Выполнение этого правила обеспечит стабильность цен, так как при росте реального объёма ВВП увеличивающееся денежное предложение поддержит расширяющийся совокупный спрос, в результате чего кривая сдвинется вправо, а общий уровень цен не изменится. При этом политика произвольного стимулирования спроса может спровоцировать инфляцию (например, за счёт увеличения государственных расходов). Однако если стимулирование совокупного спроса нацелено на инвестиционную составляющую, то оно приводит к увеличению как совокупного спроса, так и выпуска (через рост запаса капитала в экономике), что нивелирует возможные инфляционные последствия стимулирования совокупного спроса.
В экономической теории к началу 21 в. представлены различные макроэкономические модели совокупного спроса, что подчёркивает сложность и противоречивость теории совокупного спроса.