Институты в институциональной экономике
Институ́ты, в институциональной экономике правило или совокупность правил и внешний механизм принуждения к его исполнению.
Понятие «институт» (от лат. institutum – обычай, устройство, учреждение) широко используется в социальных науках, значение термина варьируется в зависимости от сферы применения. В отличие от широко распространённого понимания института как научного или научно-исследовательского учреждения, в социальных науках под институтом обычно понимаются формы и способы организации взаимодействия между людьми, зачастую включающие в себя такие элементы, как правила, нормы, организации и т. д. (например, социальный институт, политический институт). В экономике это понятие получило широкое распространение благодаря работам О. И. Уильямсона и Д. Норта, рассматривавших институты через призму способов организации взаимодействия между экономическими агентами для совершения обмена. Широко распространено определение институтов Д. Норта как «ограничений, разработанных людьми и структурирующих политические, экономические и социальные взаимодействия» (North. 1995. С. 97).
Структура и функции институтов
Ограниченная рациональность экономических агентов и их склонность к оппортунистическому поведению приводит к необходимости наличия в обществе механизмов, способствующих повышению эффективности взаимодействия между экономическими агентами.
В основе любого института лежат правила – модели поведения, за нарушение которых налагаются санкции. Однако сам факт наличия правила недостаточен для решения проблемы взаимодействия: отсутствие механизма инфорсмента (от англ. enforcement – принуждение), т. е. отслеживания и наказания нарушителей правил, может привести к тому, что правила не будут соблюдаться членами общества. Только в случае, если правило подкреплено действующим механизмом принуждения к его исполнению со стороны гаранта (т. е. субъекта, применяющего санкции к нарушителю правила), можно говорить о существовании института.
Ключевыми функциями институтов являются: координационная (увеличение определённости для экономических агентов за счёт ограничения и структурирования пространства выбора); распределительная (распределение выгод и издержек между экономическими агентами).
Понятие «институт» не тождественно понятию «организация». Организацией является совокупность людей, структурно обособленных в рамках упорядоченных процессов получения и переработки информации, принятия решений по некоторому набору вопросов, связанных с использованием ограниченных ресурсов. Те правила и механизм принуждения, которые существуют и определяют деятельность внутри организаций, можно назвать «внутренними» институтами, в то время как правила и механизм принуждения, определяющие деятельность между организациями, являются «внешними» институтами (Шаститко. 2003).
Иерархия институтов
О. И. Уильямсон предложил схему, согласно которой индивиды взаимодействуют с институтами двух уровней (Williamson. 1995): институциональными соглашениями (договорённости между индивидами и (или) их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции); институтами, формирующими институциональную среду (совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения).
Схема отражает существование 2 традиций рассмотрения институтов: на микроуровне и макроуровне (Шаститко. 2003).
Изучение институтов на микроуровне принадлежит школе Уильямсона (Williamson. 1975; 1985). В его работах институциональные соглашения рассматриваются преимущественно через призму механизмов управления трансакциями – эта концепция объясняет выбор между рыночной и альтернативными (вертикальная интеграция, франшиза и т. д.) формами проведения обмена и использует в качестве основы теорию трансакционных издержек.
Д. Норт рассматривает институты преимущественно на макроуровне. Согласно его подходу, институты являются ключом к пониманию процесса экономического развития. Они характеризуют возможные способы уменьшения неопределённости между экономическими агентами при совершении сделок, определяют размер производственных и трансакционных издержек (и, соответственно, готовность людей участвовать в процессе обмена), стимулы экономических агентов, и, как следствие, темпы экономического роста (North. 1995). На основе критерия скорости изменений Норт и Л. Дэвис (1928–2014) предложили следующую иерархию правил на уровне институциональной среды (Норт. 1997. С. 68; Davis. 1971): надконституционные правила – наиболее общие, укоренённые и сложно изменяемые неформальные правила и культурные нормы; конституционные (или политические) правила – определяющие иерархию общества и его политическое устройство; экономические правила – устанавливающие права собственности.
Институт как правило и институт как равновесие
Понимание института как совокупности правил и механизма их принуждения является продолжением предложенного Нортом подхода к изучению институтов. Помимо данного взгляда («институты как правило») в экономической литературе встречается подход «институты как равновесие» (Тамбовцев. 2013). В отличие от подхода Норта в этом случае институт понимается как «система институциональных элементов (в частности, убеждений, норм и ожиданий), которые создают регулярное поведение в социальной ситуации» (Greif. 2011. С. 26). При этом институт является не экзогенным ограничением, с которым приходится иметь дело экономическим агентам, а эндогенным равновесием, которое складывается в обществе в результате совокупного взаимодействия факторов. Этот подход подчёркивает постоянную изменчивость институтов, а также то, что распространённые в обществе нормы и правила не только влияют на поведение людей, но и сами подвержены влиянию со стороны экономических агентов и иных факторов.
Формальные и неформальные институты
В зависимости от того, кто выступает гарантом исполнения правил, различают формальные и неформальные институты. Формальные институты – правила со специализированным гарантом. Неформальные институты – правила, гарантом которых может выступить любой член общества (Тамбовцев. 2011). Примером формальных правил являются правила дорожного движения, специализированным гарантом для них является государство. Пример неформальных правил – необходимость уступать место в общественном транспорте пожилым людям (любой гражданин, оказавшийся свидетелем нарушения данного правила, может сделать нарушителю замечание).
Зачастую под неформальными институтами понимаются социокультурные характеристики общества (иначе говоря – культура) (Социокультурные факторы в экономике ... 2020). Несмотря на распространённость данного подхода, в научной среде продолжаются дискуссии о связи неформальных институтов с убеждениями, субъективными, дескриптивными и инъюнктивными нормами, доверием, ценностями и практиками. Субъективные, дескриптивные и инъюнктивные нормы – разновидности убеждений о связях между действиями человека и реакциями на них со стороны окружающих. Субъективные и инъюнктивные нормы описывают представления человека о том, какие действия будут приняты или не приняты большинством других людей. Дескриптивные нормы описывают представления человека о том, как ведут себя другие люди (Тамбовцев. 2020).
Устойчивость институтов во времени
В современной экономической литературе преобладает мнение об устойчивости институтов во времени (Alesina. 2015). Устойчивость объясняется с помощью теоретико-игровой модели «дилемма заключённого»: зачастую членам общества соблюдение правила оказывается выгоднее его нарушения в силу координационных эффектов. Такая ситуация может приводить к долгому существованию неэффективных для общества правил, т. к. издержки перехода на новое правило оказываются в краткосрочном периоде для членов общества выше, чем потенциальные долгосрочные выгоды (Норт. 1997).
Скорость изменения формальных и неформальных институтов различна. Формальные институты можно изменить быстро с помощью специализированного гаранта (например, с помощью принятия нового закона). Неформальные институты более инертны, потому что их смена требует изменения установок и убеждений подавляющего большинства членов общества. Устойчивость неформальных институтов во времени подкрепляется межпоколенческой передачей норм и ценностей в процессе воспитания, а также процессами социализации внутри системы среднего и высшего образования и т. д.