Услуги
Услу́ги, созданные по заказу (с согласия) потребителя результаты производственной деятельности, которые их производитель не может накапливать, а потребитель – передавать кому-либо ещё. Услуги отличаются от товаров: услугой невозможно владеть, как товаром, а потому невозможно передавать услугу от одного лица к другому.
Оказание услуги её производителем невозможно отделить от получения услуги потребителем: в то время когда производитель оказывает услугу, потребитель её получает.
А. Смит считал услуги мимолётным благом, непроизводительным (т. к. не увеличивающим запасы товаров, богатство) трудом, который «исчезает в самый момент его выполнения» (Смит. 2007. C. 339–340). Так же услуги понимал и А. Маршалл (Маршалл. 1983. C. 115). Тем не менее невозможность накопления услуг их производителем следует не из мимолётности услуги, а из того, что нельзя накапливать результаты изменений, которыми многие услуги и являются. При этом изменения, вызванные оказанием услуги, могут быть не только временными, но и постоянными, необратимыми. Так, образовательные услуги надолго изменяют их получателей, а потому такие услуги не могут считаться мимолётными. То же справедливо для операций в учреждениях здравоохранения и т. п.
Общее у товаров и услуг – их способность быть предметом сделки по меньшей мере двух лиц, т. е. и услуги, и товары таковы, что произвести их может не только то же лицо, которое их потребляет. Сон, физические и мыслительные упражнения поэтому не являются производством услуг. В то же время услуги, которые домашнее хозяйство оказывает себе само, такие как услуги уборки или приготовления еды, – в подлинном смысле услуги, т. к. их могут оказать домашнему хозяйству другие лица.
Второе общее свойство товаров и услуг – это их отличие как результатов деятельности от самой деятельности. Поскольку производство и потребление услуги невозможно разделить, создаётся ложное впечатление, будто услуга представляет собой саму деятельность по её производству. Это обстоятельство важно для точного измерения объёма оказанных в экономике услуг и поиска оптимального распределения ресурсов между отраслями экономики. Не следует также отождествлять саму услугу с её полезностью. Так, величина услуги, которую оказывает человеку консультация врача, не зависит от того, будет человек следовать указаниям врача или нет.
Система национальных счетов различает услуги, которые изменяют состояние товаров, принадлежащих лицам, или же состояние самих лиц, и услуги, которые способствуют обмену товарами (см. статью Торговля) или финансовыми активами (см. статью Финансовый рынок).
При оказании услуг, изменяющих товары, часто используется та же технология, что и при производстве самих этих товаров. Отличие оказания услуг от производства товаров состоит в том, что производитель работает над товаром, который принадлежит и продолжает принадлежать потребителю, и что сам этот товар после оказания услуги остаётся по существу тем же товаром. Из-за сходства технологии производства товаров и оказания услуг, изменяющих товары, одна и та же деятельность может рассматриваться и как оказание услуг, и как производство товаров в зависимости от того, какая хозяйственная единица эту деятельность осуществляет. Например, покраску автомобиля осуществляет и его производитель (производство товара), и автосервис (оказание услуг). Из-за этой неопределённости по меньшей мере часть роста удельного веса сферы услуг в экономике может отражать лишь перераспределение производства между институциональными единицами.
Услуги, изменяющие состояние людей и принадлежащих им товаров, охватывают и те услуги, которые, хотя ничего не изменяют напрямую, не допускают нежелательного изменения. Таковы охранные услуги, услуги обороны и многие услуги государственного управления.
В экономической литературе говорят не только об услугах, которые оказывают учреждения тех или иных отраслей экономики, но и о потоке услуг факторов производства: труда и основного капитала. Если услуги труда подходят под приведённое выше описание (поставщик услуг – работник, покупатель – лицо-работодатель, сама услуга – изменение состояния товаров, принадлежащих работодателю), то именование услугами услуг основного капитала спорно. Во-первых, обычно предполагается, что и получатель, и производитель услуги – это ли́ца, а не неодушевлённые предметы. Во-вторых, если признавать, что основной капитал оказывает услуги подобно тому, как оказывает услуги заведение сферы обслуживания или работник, трудно обосновать, почему услуги не оказывает вообще любой товар. Хотя именование услуг капитала услугами – скорее литературная традиция, сама теория услуг капитала важна для современных подходов к измерению производительности. От услуг самого основного капитала следует отличать услуги по аренде и лизингу, признанные современными классификаторами особым классом видов деятельности. В этом случае услуга не состоит в том вкладе в производство, которые делают сами переданные во временное пользование основные средства.
Потребителем услуги может быть не только отдельное лицо, но и группа лиц (например, слушатели лекции), и общество в целом (например, жители страны как получатели услуг обеспечения правопорядка или услуг центрального банка от проводимой им денежной политики).
Невещественность услуг и неопределённость круга их получателей обусловливают трудности составления индексов цен услуг и рядов их объёма. При этом особую трудность представляет измерение нерыночных коллективных услуг, у которых нет верхней границы числа получателей и нет ясного круга таких получателей (сложно отличить получателя услуги от того, кто её не получает): услуг государственного управления и обороны. Особенность этих услуг заключается также в том, что само изменение, которое они производят, плохо определено, т. к. многие такие услуги носят превентивный характер. Стоимость нерыночных услуг измеряют по издержкам на их производство. Для составления рядов объёма услуг прибегают к экстраполяции числа занятых в их производстве, количества выпускников, военнослужащих и т. д. Наиболее точные ряды объёма составляются для транспортных услуг, где есть сведения о количестве перевезённых пассажиров и грузов, а также дальности перевозок. Совершенствованием способов составления индексов цен и рядов объёма услуг при поддержке ООН занимается Ворбургская группа по статистике услуг.
Проблема измерения услуг становится всё более злободневной, т. к. удельный вес услуг в экономике велик и возрастает, растёт и число видов услуг. Согласно Всемирному банку, доля отраслей услуг в валовой добавленной стоимости России – 54,0 %, в числе занятых – 67,4 % (2019). Соответствующие показатели для мира в целом – 64,8 и 50,6 %, а для развитых стран – членов ОЭСР – 70,3 и 72,6 % (2019).
В международной статистике отраслями услуг считаются виды деятельности Международной стандартной классификации (4-го варианта) в разделах с G по U включительно. То же для российской статистики по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 2014 г. Оценки удельного веса сферы услуг в экономике, полученные по отраслевым классификаторам, следует считать условными, т. к. подобные классификаторы упорядочивают виды деятельности, но не продукты (услуги могут быть продуктом производства и отраслей вне указанных границ сферы услуг). Классификацию продуктов, в том числе услуг, для мировой статистики задаёт Классификация основных продуктов, а для российской – Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Особенность российской классификации – несущественное для экономической теории выделение работ помимо товаров и услуг.