Ярмарки
Я́рмарки (от нем. Jahrmarkt, букв. – ежегодный рынок), проводимое регулярно мероприятие, на котором демонстрируются и продаются товары, услуги, информация; сезонная распродажа одного или многих видов товаров. Ярмарки возникли на западе Европы в раннее Средневековье, сначала располагались на перекрёстках торговых путей у монастырей (позднее – около замков) и, как правило, были приурочены к датам церковных праздников. Старейшей считалась ярмарка в Сен-Дени. К 13 в. в различных регионах Европы сложилась определённая специализация крупных ярмарок, а наибольшее международное значение имели ярмарки в Шампани. Развитие на ярмарках операций с деньгами и долговыми расписками привело к возникновению специальной вексельной ярмарки (в Лионе) и биржи (в Брюгге, затем в Антверпене). С конца 15 в. функционирует ярмарка в Лейпциге.
Первая международная ярмарка в России возникла около впадения реки Молога в Волгу. В 17 в. крупнейшей в стране стала Макарьевская ярмарка (с 1817 перенесена в Нижний Новгород), а в Азиатской России – Ирбитская ярмарка, самой дальней – ярмарка в зимовье у реки Колыма, самой важной для торговли с Европой – ярмарка у Свенского монастыря под Брянском. По мере расширения территории России важными стали продолжительные ярмарки в Оренбурге и Харькове. Всего в Российской империи в начале 20 в. насчитывалось около 18 тыс. ярмарок, из них 35 имели оборот свыше 1 млн руб. в год. В период «военного коммунизма» ярмарки фактически прекратили существование, однако возродились в период новой экономической политики; к 1927 г. число ярмарок в РСФСР достигло 7,5 тыс.; статус всесоюзных получили Нижегородская ярмарка и Бакинская ярмарка. В начале 1930-х гг. ярмарки в СССР были упразднены.
Во 2-й половине 20 в. ярмарки вновь начали функционировать в СССР; с 1958 г. проходили межрайонные и межреспубликанские ярмарки. Расширялось участие СССР в работе международных ярмарок, регулируемой Союзом международных ярмарок [франц. Union des Foires Internationales (UFI), с 2003 The Global Association of the Exhibition Industry – Всемирная ассоциация выставочной индустрии, аббревиатура сохранена]. В UFI входят 683 организации из 83 стран (2015). Международные ярмарки по отраслевой принадлежности классифицируются на универсальные и специализированные (многоотраслевые и отраслевые); по времени проведения – на постоянно действующие (от 5 месяцев), временные (до 5 месяцев) и краткосрочные (до 15 дней). В РФ принята Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности [см. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2014 № 1273-р (ред. от 14 апреля 2016)], где понятия «выставка» и «ярмарка» не различаются. В отличие от других стран, в РФ нет специального законодательства, регулирующего выставочно-ярмарочную деятельность.