Входные и выходные барьеры (в экономике)
Входны́е и выходны́е барье́ры, препятствия, затрудняющие или делающие невозможным появление на определённом рынке новых конкурентов, а также препятствия, связанные с уходом с данного рынка. Административные барьеры (особенности регистрации нового предприятия, требования к его лицензированию, процедуры сертификации продукции и текущего контроля за деятельностью предприятия) создаются государством. Экономические барьеры возникают, когда предприятие оказывается неспособным получить нужную информацию или иной ресурс, необходимый для проникновения на рынок, а также не может удержаться на данном рынке. В частности, к экономическим входным барьерам относятся: минимальный размер необходимых инвестиций для организации производства; уровень денежных и временны́х затрат на создание торговой марки и укрепление её позиций; требования к системе обслуживания потребителей; диверсифицированная система сбыта продукции; требования к квалификации кадров; использование объектов интеллектуальной собственности (например, патентов); уровень секретности экономической деятельности; резервы минимизации затрат; возможности использования (или строительства) необходимых объектов недвижимости и др. Выходными барьерами, например, служат установленная государством процедура закрытия предприятия; наличие возможности продать основные фонды по более высокой остаточной стоимости.
В ряде случаев абсолютное преимущество действующих на данном рынке предприятий по размеру затрат на производство, действие эффекта масштаба, дифференциация продукта, а также существующее ценообразование и ограничительные меры настолько удорожают вход на рынок новых предприятий, что их появление может быть полностью исключено. В связи с этим входные барьеры являются важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность монополистических структур.