Античность
Анти́чность (лат. antiquitas – древность, старина, от antiquus – древний), культурно-историческая эпоха всемирной истории, часть истории Древнего мира. Под Античностью понимают цивилизацию, созданную древними греками и римлянами в Средиземноморье и распространившуюся в ходе колонизации и завоеваний (прежде всего походов Александра Великого и римских полководцев) на обширные регионы Западной и Центральной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Причерноморья. Ядром античного мира были Балканская Греция, западная часть Малой Азии, острова Эгейского моря, Сицилия и Апеннинский полуостров.
Уже в эпоху Средневековья латинские слова antiquus (древний) и antiquitas могли указывать на принадлежность к греко-римскому периоду, а итальянские авторы 14 в. (Данте, Боккаччо, Петрарка) использовали прилагательное antico и существительное antichità для указания на дохристианскую эпоху и стали отличать своё время (nova aetas) от древности и последовавшего за нею Средневековья (medium aevum). Это трёхчастное деление истории утвердилось в европейской исторической мысли в 18 в., но конкретные хронологические рамки каждой из этих эпох остаются дискуссионными. В эпоху Возрождения, когда в культуре определяющее значение получил интерес к произведениям греко-римского искусства и текстам античных авторов, возникли такие понятия, как «античное искусство», «античная литература», «античная история», «античная философия», «античная культура» и термин «античный» приобрёл значение непревзойдённого, классического образца (отсюда понятие «классическая древность» как синоним «античности»).
C 18 в. понятие «Античность» для обозначения греко-римской (классической) древности через романские языки (прежде всего французское прилагательное antique и существительное antiquité) вошло в другие европейские языки (англ. antiquity, нем. Antike, итал. antichità, рус. Античность).
Согласно современным научным представлениям, социальной, культурной и политической основой Античности была городская гражданская община, или город-государство [греческий полис и римская община (цивитас)], что существенным образом отличает её как цивилизационный феномен от цивилизаций Древнего Востока. Она обладала своими специфическими ценностными ориентациями (гражданственность, антропоцентризм, рационализм, эстетизм, состязательность), активной городской жизнью и динамизмом общественного развития, ведущей ролью частной собственности и товарного производства, сложившегося на основе торговых связей и средиземноморского мореплавания, а также глубоким проникновением рабского труда в основные отрасли производства, но при преобладании труда мелких свободных собственников в экономике в целом.
В античном мире существовали и другие типы государственных образований, но полис был определяющей структурой, основанной на городском образе жизни, представлении о свободе и неотъемлемых правах гражданина, а также на специфической античной форме собственности. К. Маркс определил её как противоречивое двуединство государственной (совместного достояния коллектива граждан) и частной собственности, обусловленной, как правило, первой, т. е. полноправным гражданским статусом в полисе. В античном обществе впервые сформировалась демократия, при которой полноправные граждане могли участвовать в политической жизни и управлении государством, прежде всего через народное собрание, которое было неотъемлемой частью полисного устройства, обладая законодательной властью и правом выбора должностных лиц.
Собственно античному этапу истории в Греции предшествовал длительный период развития крито-микенской цивилизации бронзового века, возникшей на рубеже 3–2-го тыс. до н. э. и погибшей в конце 2-го тыс. до н. э., которая развивалась во многом по пути, схожему с обществами Древнего Востока. Зарождение полисного строя, определившего специфику античного пути развития, началось в 11–9 вв. до н. э., которые принято называть «тёмными веками», протополисным или (по времени формирования знаменитых эпических поэм «Илиада» и «Одиссея») «гомеровским» периодом. Окончательное становление полисного строя и территориальное расширение греческого мира в ходе колонизации происходили в архаический период (8–6 вв. до н. э.). Классический период (5–4 вв. до н. э.) стал временем расцвета городов-государств Древней Греции, победивших в греко-персидских войнах, наивысших достижений в развитии полисной демократии и древнегреческой культуры.
С утверждением македонской гегемонии над Элладой и началом Восточного похода Александра Великого античный мир вступил в эпоху эллинизма (338–30 гг. до н. э.), отличительными чертами которой стало распространение греческой цивилизации (в том числе городов полисного типа) на обширные территории побеждённой Персидской державы, вплоть до Индии, формирование греко-македонских монархий, в государственности и культуре которых сочетались эллинские и местные (восточные) традиции. К 30 г. до н. э. все основные эллинистические царства оказались под властью Рима, который в предшествующие века превратился из небольшой городской общины, возникшей на берегах Тибра в середине 8 в. до н. э., в гегемона всей Италии, а затем, после побед над Карфагеном в серии Пунических войн, и всего Средиземноморья. С установлением принципата Римская империя охватила всё Средиземноморье и прилегающие регионы, на которые теперь распространилась единая греко-римская культура.
После расцвета и максимального территориального расширения империи в период Римского мира (Pax Romana, 1–2 вв н. э.) античная цивилизация вступила в завершающий этап своей истории, который современная наука (П. Браун, А. Кэмерон) выделяет как период поздней Античности [3–7 (или 8) вв. н. э.] как время перехода от классической древности к Средневековью, отличающееся глубинными трансформациями в культуре (христианизация), в политических и социальных структурах.
Созданные в античном обществе непреходящие гуманистические ценности, непревзойдённые достижения в философии, науках, изобразительных искусствах, литературе и праве были и остаются одним из важнейших оснований европейской культуры, в различных областях которой со времён Ренессанса произошла рецепция классического наследия.
Изучением античного мира занимается антиковедение (нем. Altertumswissenschaft, англ. Classics / Classical studies) как комплексная научная дисциплина, которая, имея своим ядром классическую филологию, исследующую литературные памятники на древнегреческом и латинском языках, включает также классическую археологию, собственно историю и специальные дисциплины (эпиграфику, папирологию, палеографию). Греко-римская классика традиционно рассматривалась как фундамент гуманитарных наук и элитарного образования.