Монопсония
Монопсо́ния (от моно... и греч. ὀψωνία – покупка), исключительное положение покупателя на рынке товаров и услуг, при котором единичному покупателю противостоит множество продавцов. При этом цену и объём продаж диктует покупатель. Термин «монопсония» введён Дж. Робинсон в книге «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933). Типичный случай монопсонии – несовершенный рынок труда, на котором крупная фирма имеет возможность занижать расценки рабочей силы, поскольку выступает как единственный наниматель работников с ограниченной квалификацией и невысокой трудовой мобильностью (так обстоит дело, например, в подотраслях, где одна такая фирма нанимает основную часть работников какой-либо профессии, или в небольших городах, где действует только одно крупное предприятие). Разновидность монопсонии на рынке труда – ценовая дискриминация: гарантированный минимум заработной платы для работников, организованных в профсоюзы, и заниженная шкала для работников, не входящих в профсоюзы. Другими характерными формами монопсонии являются рыночная власть крупных компаний над сырьевыми регионами с монокультурной специализацией или власть государства на рынке какого-либо отдельного блага (например, действия советского правительства на рынке зерна в период новой экономической политики).