Россия. Экономика. Экономическая политика России в 2020–2021
Экономи́ческая поли́тика Росси́и в 2020–2021, система государственных мероприятий по управлению экономикой с целью придать определённую направленность экономическим процессам в 2020–2021 гг.
Антикризисная экономическая политика
В докладах Давосского форума о глобальных рисках в 2016–2020 гг. упоминался риск массового распространения инфекций, однако его вероятность оценивалась как «ниже среднего». В реальности пандемия COVID-19 приобрела беспрецедентные масштабы, а последовавший экономический кризис, одновременно затрагивавший и спрос, и предложение, сопровождался фактической остановкой целых отраслей как мировой, так и национальных экономик. В том числе произошло радикальное падение спроса и цен на основные энергоресурсы.
В 2020 г. произошло рекордное со времён Великой депрессии сокращение мирового валового внутреннего продукта (ВВП) – около 3 %, в ряде крупнейших экономик (Франция, Индия, Япония и др.) оно было ещё значительнее. Ожидалось, что и российская экономика продемонстрирует сопоставимую отрицательную динамику (–6,6 %, как летом предполагал Международный валютный фонд), но затем прогнозы были смягчены. По итогам 2020 г. ВВП России сократился на 2,7 %. Относительно небольшие масштабы падения были связаны в числе прочего с невысокой долей услуг и малого бизнеса в экономической структуре (наиболее пострадавших в условиях пандемии), меньшей продолжительностью локдаунов и постепенным улучшением энергосырьевой конъюнктуры.
В условиях уникального по характеру глобального кризиса принципиально повысилась роль государства, что отразилось и на состоянии государственных финансов. Профицит федерального бюджета РФ сменился дефицитом, составившим в 2020 г. 3,8 % ВВП (в среднем по развитым и развивающимся экономикам дефицит бюджетов достиг 10–12 % ВВП). При этом следует отметить сочетание сразу двух факторов: с одной стороны, сокращение доходов (нефтегазовые доходы упали более чем на 2 трлн руб. против ожидаемых), а с другой – необходимость увеличения расходов для финансирования антикризисных мер. В этой ситуации было временно смягчено бюджетное правило и осуществлены беспрецедентные заимствования, причём в основном в рублях – на внутреннем рынке Министерство финансов привлекло более 5 трлн руб. по приемлемым ставкам и срокам.
В марте – мае 2020 г. и в последующие месяцы правительством было принято несколько пакетов антикризисных мер, а 23 сентября 2020 г. – «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике». Этот план включал в себя как уже принятые антикризисные меры, так и поддержку некоторых инвестиционных проектов. Без учёта этих проектов финансирование мер антикризисной поддержки населения и экономики в 2020 г. составило (оценочно) 3,9 трлн руб. (3,7 % ВВП), а в 2021 г. должно было составить ещё 2,6 трлн руб. Однако не все запланированные меры (например, государственные гарантии) были востребованы в полном объёме. В то же время новые волны пандемии потребовали дополнительных расходов, в результате на «антиковидные» меры в сфере здравоохранения из федерального бюджета в 2021 г. было ассигновано 850 млрд руб. (оказание медицинской помощи, бесплатные лекарства, специальные выплаты медицинским работникам, трансферты бюджетам на оказание медицинской помощи). В числе мер поддержки следует выделить социальные трансферты домохозяйствам, составившие 1/3 общего объёма использованных антикризисных инструментов, прежде всего ежемесячные и единовременные выплаты семьям с детьми (свыше 0,9 трлн за 2020), увеличение максимального и минимального размера пособий по безработице и др. Более 1/4 бюджетных мер было направлено на поддержку бизнеса, включая предоставление грантов для выплаты заработных плат малым и средним предприятиям в наиболее пострадавших отраслях, беспроцентные кредиты предприятиям при сохранении занятости с последующим погашением из бюджета, субсидированные кредиты системообразующим предприятиям на пополнение оборотных средств. К мерам налогового стимулирования относятся снижение страховых взносов и списание налоговых и страховых взносов. Оценочный размер антикризисной поддержки бизнеса в 2020–2021 гг. за счёт прямого, налогового и косвенного стимулирования составил около 2 трлн руб.
Государственные решения в сфере управления экономикой
Наряду с антикризисными мерами разрабатывались мероприятия в сфере управления экономикой. В частности, осенью 2020 г. была начата подготовка реформы государственных институтов развития, а в июле 2021 г. были приняты соответствующие законопроекты. В том числе в управленческий контур государственной корпорации ВЭБ.РФ переходили 8 институтов развития, включая Российский экспортный центр, Роснано, Фонд «Сколково», Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства, Фонд развития промышленности. Ряд институтов были упразднены. Основными задачами реформы объявлялись повышение эффективности государственных инвестиций и более тесная увязка с достижением национальных целей развития.
При этом сами национальные цели формулировались уже с учётом серьёзных социально-экономических изменений, произошедших со времени принятия Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204, количество этих целей было сокращено, а временной горизонт – расширен до 2030 г. Эти изменения были отражены в указе № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Позднее, 1 октября 2021 г. утверждён «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года», а вслед за ним, 6 октября 2021 г. правительство РФ утвердило перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Перечень, дополнявший механизмы достижения национальных целей, включал инициативы (проекты) по 6 направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан.
В число важнейших задач вошли не только известные проекты в сфере здравоохранения, как, например, сочетание доступной базовой и высокотехнологичной медицинской помощи, но и формирование федеральной сети защиты от биологических угроз, развитие сети соответствующих центров и лабораторий, создание фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня.
В условиях пандемического кризиса значительно ускорились наблюдавшиеся уже не один год процессы на рынке труда. Стал более очевидным тренд на развитие частичной, временной и удалённой занятости, доля последней поднималось в РФ летом 2020 г. (согласно опросам) до 30–40 %, что потребовало и дополнений в трудовое законодательство. Активно развивался такой сегмент, как легальная самозанятость. После эксперимента, проведённого в 2019 г. в ряде регионов, режим налога на профессиональный доход (не требовавший уплаты обычного налога на доходы физических лиц с заработной платы и обязательных страховых платежей) был распространён в национальном масштабе. Низкие ставки (4 и 6 %) и простота регистрации стимулировали переход работников, трудившихся индивидуально, в узаконенные отношения с государством и потребителями. К началу 2022 г. число самозанятых превысило 4 млн человек, которые официально получили за прошедший период 1 трлн руб. дохода. Одновременно плоская шкала подоходного налога с физлиц в 13 % была изменена: 23 ноября 2020 г. президент подписал закон, согласно которому с 2021 г. доходы, превышавшие 5 млн руб. в год, облагались налогом по ставке 15 %. А 1 января 2021 г. вступил в силу закон, по которому стал облагаться налогом в 13%-ный доход физлиц по банковским депозитам с суммы, превышающей 1 млн руб.
В период 2020–2021 гг. увеличилась роль социальной поддержки населения, стала ещё актуальнее необходимость повышения эффективности системы социальной помощи, в том числе семьям с детьми, безработным, маломобильным гражданам. В первую очередь речь шла о проблеме повышения адресности мер поддержки. В этой связи на базе Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда России были сделаны шаги в направлении создания т. н. социального казначейства, включая информационную платформу, позволяющую судить о доходах, имуществе и составе домохозяйств.
Среди принятых в этот период важных социально-экономических программ – развитие рынка жилья и жилищного строительства. После непростого перехода на принципы проектного финансирования и использование эскроу-счетов строительная отрасль адаптировалась к новым условиям и в 2021 г. превысила уровень докризисного 2019 г., достигнув показателя 90 млн м2 введённого жилья, т. е. наиболее высокого за постсоветский период. Это во многом было обеспечено развитием ипотечного кредитования, прежде всего льготного (в целом за 2021 было выдано более 5,5 трлн руб. ипотечных кредитов против 4,4 трлн руб. годом ранее). При этом постепенно стали вводиться меры по поддержке индивидуального жилищного строительства.
Рост инвестиций в жилищное строительство рассматривался как одно из направлений повышения инвестиционной активности в целом, для чего разрабатывался целый ряд механизмов и режимов по стимулированию капиталовложений. Была поставлена задача добиться опережающего (по отношению к динамике ВВП) роста инвестиций в основной капитал, чтобы к концу 2020-х гг. выйти на их рост в 5–5,5 % в год. Среди планировавшихся государством крупных проектов – развитие инфраструктуры Восточного полигона (железнодорожной системы Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали), обеспечение круглогодичной навигации Северного морского пути, развитие автомагистралей международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, завершение газификации российских регионов, создание инфраструктуры для электротранспортных средств.
Значительный рост вложений был намечен в научно-технической сфере. Затраты на исследования и разработки к 2030 г. планировалось увеличить в текущих ценах почти втрое. Особое внимание уделялось таким стратегическим направлениям, как информационные технологии (был запланирован 4-кратный по сравнению с 2019 рост вложений в отечественные решения в этой сфере к 2030). В качестве критически важных были определены усилия по импортозамещению в сфере разработки и производства микропроцессоров, телекоммуникационного оборудования и другого, на что стали выделяться всё более значительные государственные ресурсы.
В условиях дефицита необходимых кадров предполагалось более чем удвоить к концу 2020-х гг. за счёт средств федерального бюджета число принятых в высшие учебные заведения на обучение в сфере информационных технологий. К этому сроку доступ к широкополосному интернету должны получить 97 % домохозяйств (76 % в 2020), а доля массовых социальных услуг, доступных в электронном виде, планировалось повысить до 95 % (по сравнению с 25 %). Одновременно принимались новые меры по стимулированию IT-отрасли: с 2021 г. для российских разработчиков программного обеспечения снижалась, в частности, ставка налога на прибыль и ставка страховых взносов, а в сентябре 2021 г. правительство утвердило пакет мер по снижению барьеров в использовании современных цифровых решений.
Климатическая политика
Ещё до наступления пандемии, после появления в 2015 г. Парижского соглашения по климату (РФ присоединилась в 2019), в мире стала приобретать глобальный характер т. н. климатическая повестка, наиболее значимым элементом которой становилась проблема энергетического перехода – развития низкоуглеродной экономики. Это влекло за собой глубокую структурную перестройку мирового хозяйства, затрагивало непосредственно и российскую экономику, её способность ответить как на климатические вызовы, так и на риски, возникавшие на традиционных для неё внешних рынках. 29 октября 2021 г. правительство утвердило «Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.», основным (целевым) сценарием которой в качестве ключевой задачи определялось обеспечение устойчивого экономического роста в условиях глобального энергетического перехода, опережающий рост неэнергетического экспорта (на 4,4 % в год) при сокращении энергетического экспорта с 2030 г. Инвестиции в снижение выбросов оценивались ежегодно в 1 % ВВП в 2022–2030 гг. и 1,5–2 % – в 2031–2050 гг., что позволило бы достичь углеродной нейтральности РФ к 2060 г. (такие же сроки официально установлены, например, и в КНР).
Посткризисное восстановление экономики
Экономика России, со 2-й половины 2020 г. постепенно адаптировавшаяся к условиям пандемии, в 2021 г. продемонстрировала уже серьёзный восстановительный рост, составивший по итогам года 5,9 %. Безработица сократилась до исторически низкого уровня (4,8 %), а бюджетный дефицит сменился профицитом (0,4 % ВВП), что в значительной степени было связано с резким повышением цен на основные экспортные товары (при сохранении физических объёмов поставок топливно-энергетических товаров на уровне 2020 в денежном выражении их экспорт вырос почти на 60 %). Однако давали о себе знать и неблагоприятные тенденции.
Сочетание значительной денежной ликвидности (как следствие антикризисных программ ведущих экономик мира) и быстрого восстановления мировой экономики привело к резкому дисбалансу спроса и предложения, которое дополнительно тормозилось разрывом логистических цепочек. Это вылилось в ряд отраслевых и региональных кризисов (энергетика, транспорт, электроника) и стимулировало рост глобальной инфляции в масштабах, которые многие рынки и государства не испытывали многие годы и даже десятилетия.
Это не могло не сказаться и на динамике инфляции в России, достигшей в 2021 г. 8,4 %. Рост цен затронул не только потребительский, но и производственный сектор (например, из-за резкого роста стоимости стройматериалов государство заявило о готовности повысить на 30 % смету по контрактам, заключённым строителями с государственными организациями). Вывоз на экспорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции, металлов и другого стал сдерживаться квотами и пошлинами. Проинфляционное воздействие оказывал и рост внутреннего спроса (высокая кредитная активность, значительные социальные выплаты из антикризисных пакетов). Банк России был вынужден приступить к ужесточению денежно-кредитной политики. Однако проявляли себя и другие негативные факторы; возросшая к концу 2021 г. геополитическая напряжённость превращалась в доминирующий.