Расходы
Расхо́ды, затраты за определённый период времени или в процессе хозяйственной либо иной экономической деятельности (производства и реализации продукции, услуг и т. п.), в том числе связанной с неэкономическими причинами, которые производятся с целью получения какой-либо выгоды: дохода, удовлетворения разного рода потребностей в настоящем или прогнозируемом периоде.
Расходы классифицируются по разным основаниям. Так, в структуре использования ВВП по расходам выделяют расходы на конечное потребление, которые состоят из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственного управления на индивидуальные товары и услуги и коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (см. статью Система национальных счетов). В частности, таблица 1 иллюстрирует структуру использования ВВП по расходам в России. По данным этой таблицы, в середине 2010-х гг. доля расходов домашних хозяйств, как и конечного потребления в целом, росла, что, вероятно, стало реакцией на кризис российской экономики в 2014–2015 гг. В 2020-х гг. эта доля стала сокращаться до уровня ниже показателей предшествующей четверти века. В свою очередь, динамика доли расходов государственных учреждений не имеет отчётливого тренда, тогда как доля расходов некоммерческих организаций после 2000 г. значительно снизилась и не показывает тенденции к росту.
Таблица 1. Структура использования ВВП по расходам в РФ, %
1990 | 2000 | 2010 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
ВВП | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Расходы на конечное потребление, в том числе: | 69,5 | 61,3 | 69,6 | 70,1 | 71,8 | 71,0 | 68,1 | 69,5 | 71,5 | 67,3 | 65,0 |
домашних хозяйств | 47,7 | 45,2 | 50,5 | 52,1 | 52,9 | 52,4 | 50,0 | 51,2 | 50,8 | 49,2 | 46,9 |
государственных учреждений | 20,9 | 14,9 | 18,5 | 17,6 | 18,5 | 18,2 | 17,7 | 18,1 | 20,1 | 17,5 | 17,6 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства | 0,9 | 1,2 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,6 | 0,5 |
Источник: Национальные счета // Росстат.
Как правило, к расходам хозяйствующих субъектов/предпринимателей относят регулярные платежи, необходимые для ведения бизнеса, в том числе материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и др.
Государственные расходы классифицируются, главным образом, по четырём основаниям: экономическое содержание (текущие и капитальные расходы), цели расходования (экономические, социальные и т. д.), виды услуг (денежные средства могут предоставляться в обмен на услугу и на безвозмездной основе) и уровни бюджетной системы [федеральный, региональный, исключая местный (муниципальный) уровень, не относящийся к государственному]. Роль этих расходов в экономическом развитии и его устойчивости в течение экономических циклов обосновал Дж. М. Кейнс, показавший возможности государственного регулирования экономики, в том числе с помощью расходов правительства (Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Москва, 1978). В глобальной экономике при усилении конкуренции на мировых рынках государственные расходы могут направляться на поддержку масштабных проектов, усиливающих не только экономическое, но и политическое влияние данного государства в мировом сообществе. Примером таких значительных расходов может быть китайская инициатива «Один пояс – Один путь», в рамках которой общие расходы Китая оцениваются в 1 трлн долл. (Wei. 2022). Особое значение в экономике 21 в. имеют государственные расходы на охрану окружающей среды и государственная политика по стимулированию бизнеса к экологичному производству, что требует дополнительных расходов предприятий.
Бо́льшая часть государственных расходов осуществляется через государственный бюджет, который в федеративных государствах строится на принципах бюджетного федерализма, позволяющего совмещать интересы центра и регионов. Эволюция государственных расходов показывает рост государственных затрат на здравоохранение и образование, что характерно как для развитых, так и для развивающихся стран, в которых общество и правительства связывают эти расходы с ростом человеческого капитала.
В свою очередь, в России государственные расходы на управление включают значимую статью расходов российских бюджетных организаций на оплату труда, схема формирования которых по отдельным компонентам оплаты труда работников описана в разделе «Методология и принципы формирования основных показателей развития экономики» Методологических положений по статистике (выпуск 5, 2006). Данная схема соответствует Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, который, как отмечает в вышеупомянутом документе Росстат, гармонизирован с международными стандартами. При этом расходы по страхованию здоровья работников рассматриваются как добровольные отчисления работодателей на социальное страхование. Расходы на государственные закупки правительственными структурами осуществляются в России через закупки, подлежащие и не подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (редакция от 28 декабря 2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В отличие от расходов населения или бизнеса, применительно к государственным расходам в английском языке употребляется термин «expenditure»: например, расходы правительства (англ. government expenditure) по сравнению с расходами бизнеса (англ. business expense).
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включают расходы политических и общественных объединений, религиозных организаций и т. д., при этом условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги.
Расходы населения, домохозяйств (семей), т. е. потребительские расходы, являются частью денежных расходов и основной частью совокупных расходов и составляют в разных странах от 60 до примерно 80 % совокупных расходов на конечное потребление, в России – 65,0 % (по данным Росстата на 2022). Среди них различают расходы на текущее потребление, на покупку товаров длительного пользования и приобретение услуг. Последний вид расходов является самым динамичным, его доля в совокупных потребительских расходах тем больше, чем выше уровень жизни в данной стране и уровень доходов домохозяйства (семьи).
Характер расходов домохозяйств существенно различается между низкодоходными и высокодоходными группами населения. В частности, расходы на продукты питания – самая значимая и преобладающая часть расходов самых бедных домохозяйств России (см. таблицу 2). В расходы домохозяйств на конечное потребление также включается стоимость товаров и услуг, потреблённых в натуральной форме (произведённая для себя продукция личных подсобных хозяйств и т. д.) и полученных в качестве оплаты труда и гуманитарной помощи.
Таблица 2. Доля расходов на приобретение товаров и услуг низкодоходными и высокодоходными домохозяйствами России, в %
Группы* | 1-я | 2-я | 9-я | 10-я | ||||
2004 | 2021 | 2004 | 2021 | 2004 | 2021 | 2004 | 2021 | |
Виды расходов: | ||||||||
продукты питания | 60,5 | 45,1 | 58,1 | 42,3 | 33,7 | 28,1 | 26,0 | 17,9 |
одежда и обувь | 7,7 | 8,3 | 8,8 | 8,2 | 12,9 | 7,7 | 10,4 | 6,9 |
жилищные услуги | 13,7 | 14,7 | 12,6 | 14,4 | 9,2 | 10,5 | 8,1 | 9,8 |
мебель, бытовая техника | 2,3 | 3,2 | 2,7 | 3,7 | 7,9 | 5,8 | 7,9 | 6,2 |
здравоохранение | 1,6 | 3,1 | 1,6 | 3,5 | 2,7 | 5,3 | 2,3 | 3,6 |
3,3 | 6,0 | 3,9 | 7,3 | 8,0 | 12,2 | 20,7 | 26,0 | |
1,8 | 6,1 | 2,0 | 5,6 | 3,3 | 4,3 | 2,5 | 3,5 | |
отдых и культура | 2,0 | 1,9 | 2,7 | 2,2 | 7,9 | 6,5 | 7,8 | 8,0 |
образование | 0,3 | 1,3 | 0,5 | 1,4 | 2,7 | 2,3 | 1,1 | 0,8 |
личная гигиена, социальная защита | – | 4,5 | – | 4,8 | – | 7,0 | – | 7,0 |
* Из 10 децильных групп выбраны 4 группы: с самыми низкими (2) и самыми высокими доходами (2).
Источник: (Доходы, расходы и потребление ... 2008. С. 102).
Текущие расходы домохозяйств определяются российской статистикой по базе данных выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств на основе методологических положений, утверждённых в 2017 г., и показывают расходы различных по доходам и семейному составу групп населения. Выборочные обследования проводятся ежеквартально во всех субъектах Российской Федерации и охватывают 48,5 тыс. домашних хозяйств. По состоянию на 2021 г. в структуре расходов российского населения 80,2 % составляли расходы на покупку товаров и оплату услуг, 15,5 % – обязательные платежи и взносы, 1,1 % – прирост финансовых активов (что в 17 раз меньше по сравнению с 2010), 3,2 % – расходы на приобретение недвижимости (Российский статистический ежегодник. 2022. С. 168; см. также таблицу 3). Расходы домохозяйств на приобретение жилых помещений, на их ремонт и оплату материалов относят к инвестиционным расходам.
Таблица 3. Доля расходов домашних хозяйств на основные группы покупок и услуг, в %
Виды расходов | 2004 | 2010 | 2015 | 2021 |
продукты питания | 39,7 | 35,3 | 37,2 | 33,9 |
одежда и обувь | 11,4 | 10,4 | 8,8 | 7,6 |
жилищные услуги | 7,7 | 10,9 | 10,7 | 11,0 |
мебель, бытовая техника | 6,0 | 6,0 | 5,3 | 5,4 |
здравоохранение | 2,2 | 3,1 | 3,5 | 4,1 |
транспорт | 5,1 | 14,4 | 13,9 | 13,7 |
информация и коммуникация | 2,8* | 3,7 | 3,2 | 4,5 |
отдых и культура | 5,9 | 6,5 | 6,4 | 5,3 |
образование | 1,6 | 1,3 | 0,9 | 1,4 |
* Прежнее название группы расходов – «связь».
Источник: Росстат. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2010, 2015 и 2021 гг.
Структура расходов населения различается по странам и регионам, но в целом отражает уровень жизни человека, семьи или домохозяйства. В некоторых странах по структуре расходов определяют черту бедности (см. статью Прожиточный минимум).
Существуют различные категории расходов, например налоговые расходы как категория в бюджетном праве, дефиниция которых сформулирована Международным валютным фондом (МВФ). Согласно определению МВФ, налоговые и неналоговые расходы представляют собой «льготы или освобождения относительно “базовой” структуры налогов, которые ведут к снижению величины собираемых государством доходов, и, поскольку цели государственной политики могли бы быть достигнуты альтернативным способом через предоставление субсидий или осуществление иных прямых расходов, льготы рассматриваются как эквивалент бюджетных расходов» [Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (2007 год). С. 102; Налоговые и неналоговые расходы 2014–2020. С. 2]. Концепция налоговых расходов появилась в начале 2-й половины 20 в. и широко распространилась в конце века, что связано с необходимостью оптимизации государственных расходов. В бюджетное законодательство России это понятие включено в конце 2010-х гг. Развивающийся, сравнительно новый вид расходов в экономике 21 в. – расходы на рекламу и маркетинг. Эти расходы часто распределяются между торговлей и производителями в виде скидок от последних.
Законодательство большинства стран предусматривает не облагаемые налогом расходы, которые предприятию или индивиду разрешается списывать в своих декларациях по подоходному налогу, что снижает налогооблагаемый доход. Отслеживание (надзор) соблюдения правил расходов в качестве вычета возложено на налоговую службу. Регистрация расходов на предприятиях осуществляется при помощи бухгалтерского учёта, который рассматривает 2 основные категории хозяйственных расходов: операционные и внеоперационные (т. е. не связанные с основной деятельностью предприятия).