Транспорт
Тра́нспорт, совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих перемещение людей и грузов различного назначения; отрасль экономики. Структура транспортных перевозок, как правило, отражает уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков – особенности размещения производительных сил.
От развития транспортного комплекса в значительной мере зависят эффективность национальной экономики и степень интегрированности страны в мировую экономику. Специфика транспорта как отрасли заключается в том, что он не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая сырьём, вспомогательными материалами и оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции, в некоторых отраслях они значительны, например в лесной и нефтяной промышленности достигают 50 %.
Транспортный фактор особенно важен для стран с большой территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Наибольшая протяжённость транспортных путей в США, Китае, Индии и РФ: железных дорог – соответственно (тыс. км) 225, 91, 68,5 и 85; автомобильных – 6,5 млн км, 4,4 млн км, 4,7 тыс. км и 1,4 млн км. Транспорт создаёт условия для формирования местного, регионального и общегосударственных рынков. Удельный вес транспорта в ВВП России составляет 8 %, Японии – 10,3, ЮАР – 9, Индии – 7,4, Бразилии – 7,3, Канады – 6,6, США – 6,2, Китая – 4,7 %.
Транспорт подразделяют на сухопутный (автомобильный и железнодорожный), водный (внутренний водный и морской), воздушный, трубопроводный и электронный. Их доли в разных странах различаются значительно. В европейских странах и Китае в грузообороте преобладает автомобильный транспорт, в РФ и США – железнодорожный.
Автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках) по автомобильным дорогам. Возник в начале 20 в., стал ведущим видом сухопутного транспорта. Протяжённость автомобильных дорог (как с твёрдым покрытием, так и грунтовых) в мире 64 285 009 км, около 1/2 приходится на США, Индию, Китай, Бразилию и Россию. Автомобильный транспорт лидирует по объёму пассажирских перевозок (80 %). Доля автомобильного транспорта в грузо- и пассажирообороте во Франции соответственно 75,3 % и 77,9 %; в грузообороте РФ – 4,9 %.
Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям с помощью механической тяги (тепло-, электро- и паровозов). Несмотря на снижение его доли в перевозках, остаётся важным видом сухопутного транспорта, особенно по объёму перевозимых грузов (10 % мирового объёма). Мировая железнодорожная сеть в целом сложилась в начале 20 в., её протяжённость к началу 21 в. составила 12,5 млн км. Но размещена она неравномерно: железные дороги имеются в 140 странах, около 1/2 их общей длины приходится на США, Китай, Индию, Россию и Канаду.
Водный транспорт состоит из внутреннего и морского. Внутренний водный (речной и озёрный) – старейший вид транспорта, осуществляет перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озёра) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям. По длине сети он занимает последнее место в мировой транспортной системе. Развитие и размещение внутреннего водного транспорта связано с природными условиями – наличием рек и озёр, пригодных для судоходства. Пропускная способность крупнейших мировых рек (Миссисипи, Святого Лаврентия, Волга, Рейн, Янцзы и др.) больше, чем самых мощных железнодорожных магистралей. По протяжённости внутренних водных путей в мире лидируют Китай, Россия, Бразилия, США и Бангладеш. Но использование природных предпосылок зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому по грузообороту внутренних водных путей выделяются США, Россия, Китай, Канада, Германия, Нидерланды и Бельгия. Особенно заметную роль в грузообороте этот вид транспорта играет в Китае (16,3 %) и Германии (11,9 %).
Морской транспорт использует для перевозки грузов и пассажиров преимущества дешёвого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы). На долю морского транспорта приходится 62 % мирового грузооборота, он обслуживает около 4/5 всей международной торговли. По морю транспортируются преимущественно массовые грузы: нефть и нефтепродукты, уголь, руды, зерно и др. «Контейнерная революция» на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок так называемых генеральных грузов – готовых изделий и полуфабрикатов. Общая грузоподъёмность морского торгового флота превышает 420 млн т дедвейта.
Воздушный транспорт наиболее скоростной, но дорогостоящий, играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимущество, кроме скорости, – качество поставок. Сеть регулярных авиалиний охватывает весь земной шар. Её опорные точки – 5 тыс. аэропортов. Главные воздушные державы мира – США, Россия, Китай, Япония, Великобритания, Франция, Германия и Канада. Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние по трубопроводам (прокладывают над землёй, по земной поверхности, c заглублением в землю и под водой) жидких, газообразных и твёрдых материалов под действием разности давлений. В зависимости от транспортируемого продукта различают нефте-, газо-, водо- и пульпопроводы. В начале 21 в. трубопроводный транспорт активно развивается, его доля в мировом грузообороте составляет 11 % (в РФ – около 50 %).
Электронный транспорт осуществляет передачу электроэнергии на расстояние по высоковольтным линиям электропередачи, позволяет объединить разрозненные электростанции в энергосистемы (в РФ эти функции выполняет Единая электроэнергетическая система), что значительно повышает экономическую эффективность работы электроэнергетики в целом.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Воздействие научно-технической революции выражается в «разделении труда» между отдельными видами транспорта, увеличении пропускной способности транспортных путей, появлении принципиально новых транспортных средств (например, высокоскоростных). Контейнеровозы и специальные перегрузочные станции – терминалы – позволяют значительно повысить производительность труда на транспорте.
Глобализация мировой экономики проявилась в развитии интермодальных перевозок и создании транспортных коридоров. Согласно определению Всемирного банка, транспортный торговый коридор – это совокупность транспортной и логистической инфраструктуры, а также услуг, которая координируется национальным или международным региональным органом для содействия торговым и транспортным потокам. Международные транспортные коридоры соединяют два или более граничащих между собой государства и могут проходить через несколько транзитных государств, в частности, для обеспечения морской торговли для стран, не имеющих выхода к морю (landlocked countries). В Европе параллельно развиваются система транспортных коридоров Евросоюза (сеть TEN-T, Trans-European Transport Network) и Панъевропейская система, охватывающая регион Центральной и Восточной Европы. Интермодальность, по определению ЮНКТАД, означает интегрированное использование различных видов транспорта в одной транспортной системе в ходе единого процесса сбыта и оказания услуги, воспринимаемых как единая коммерческая сделка. При интермодальной перевозке один перевозчик организует всю доставку, в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов.