Транссибирская магистраль
Транссиби́рская магистра́ль (Транссиб, Великий Сибирский путь, Сибирская железная дорога), железная дорога, соединившая непрерывным рельсовым путём Европейскую часть России с Дальним Востоком, крупнейшая в мире железнодорожная магистраль (8,3 тыс. км в 1916).
Проекты строительства разрабатывались с конца 1850-х гг. Строительство начато по инициативе императора Александра III, выраженной в его рескрипте от 17(29) марта 1891 г. на имя цесаревича Николая Александровича (с 1894 император Николай II). В нём было закреплено решение о строительстве Уссурийского участка за счёт казны. Торжественная закладка состоялась близ Владивостока 19(31) мая 1891 г.
Император Александр III 10(22) декабря 1892 г. утвердил журнал Особого совещания по постройке Сибирской железной дороги, закрепивший решение о постройке всей магистрали за казённый счёт. Общее руководство строительством Транссибирской магистрали и мероприятиями по развитию прилегающих к ней территорий в 1892–1905 гг. осуществлял Комитет Сибирской железной дороги во главе с цесаревичем Николаем Александровичем (императором Николаем II). Первоначально строилась как одноколейная, в 1906–1915 гг. проложена бо́льшая часть второго пути (полностью дорога стала двухпутной в 2009 после открытия нового моста через Амур близ Хабаровска).
Историческая часть магистрали (Миасс – Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток) строилась с 1891 г. отдельными участками одновременно с двух сторон: Уссурийская железная дорога (1891–1897), Западно-Сибирская железная дорога (1892–1896), Забайкальская железная дорога (1895–1900), Кругобайкальская железная дорога (1899–1904).
Движение поездов на отдельных линиях начато в 1901 г. Регулярное сообщение с Владивостоком (частично через территорию Китая) установлено от Санкт-Петербурга (1903) после ввода в строй Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), рабочее движение открыто в 1904 г., непрерывное железнодорожное рельсовое сообщение – в 1905 г. с принятием в постоянную эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги (до этого использовалась паромная переправа через озеро Байкал). Сквозное движение на Транссибирской магистрали по территории России обеспечила Амурская железная дорога (1907–1916), построенная в связи с переходом южной части КВЖД под управление Японии после русско-японской войны 1904–1905 гг.
По темпам и объёмам работ (ежегодно прокладывалось по 500–600 км), трудным природным условиям Транссибирская магистраль не имела аналогов в мире. Ряд сооружений на Транссибирской магистрали были уникальными по тому времени. К ним, например, относился железнодорожный мост через реку Енисей в Красноярске (инженеры – Е. К. Кнорре, Л. Д. Проскуряков; проект получил Гран-при на Всемирной выставке 1900 в Париже; действовал до 1999, разобран в 2007), первый в мировой практике тоннель в вечномёрзлом грунте на Амурской железной дороге. На Кругобайкальской железной дороге, наиболее сложной в техническом отношении, был построен 41 тоннель, сооружены 19 виадуков и др.
Строительство Транссибирской магистрали сопровождалось геологическими и топографическими исследованиями (в частности, выявлением золотоносных районов), а также изучением природных условий, осуществлением межевых, гидротехнических и гидрологических работ, что содействовало колонизации обширных областей с суровыми природно-климатическими условиями. Транссибирская магистраль с сетью обслуживавших её мастерских, депо и других предприятий стала крупнейшим государственным холдингом в России (43 тыс. рабочих и служащих в 1913). Она обеспечила бурное социально-экономическое развитие Сибири в начале 20 в. (например, был налажен массовый экспорт сибирского хлеба и масла через порты Балтийского моря в Данию и Великобританию), возникновение множества новых городов (в том числе Новониколаевск, ныне Новосибирск), создала условия для крупномасштабного переселенчества при осуществлении столыпинской аграрной реформы. В 1929–2002 гг. осуществлена электрификация магистрали.
В дореволюционный период начальным пунктом магистрали считался Московский вокзал в Санкт-Петербурге, а начальными точками в Москве – Курско-Нижегородский (ныне Курский), затем до середины 1920-х гг. – Рязанский (ныне Казанский) вокзалы. С 1956 г. главный пассажирский ход Транссибирской магистрали начинается на Ярославском вокзале в Москве (в 2001 там установлен километровый железнодорожный столб с нулевой отметкой и отметкой «9298»; во Владивостоке в 1996 – с отметкой «9288»).
К 2020 г. Транссибирская магистраль является частью международного транспортного коридора «Транссиб» (TS): Центральная Европа – Москва – Екатеринбург – Красноярск – Хабаровск – Владивосток/Находка, с системой ответвлений (на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, в Казахстан, Монголию, Китай и Корею), который на территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами № 2, 3 и 9. Участки Транссибирской магистрали входят в Южно-Уральскую, Восточно-Сибирскую, Красноярскую, Западно-Сибирскую и Дальневосточную железные дороги.