Межбюджетные трансферты
Межбюдже́тные трансфе́рты, средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Термин «трансферт» используется в бюджетном законодательстве Российской Федерации с 1994 г. В зарубежных странах трансферты представляют собой форму перераспределения части денежных средств, мобилизованных в доходы государственного бюджета, и являются одним из наиболее динамичных его компонентов.
Трансферт как метод бюджетного регулирования в Российской Федерации стал применяться в целях обеспечения единой методологии бюджетного выравнивания и предоставлялся из Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году».
Федеральный закон от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год» закрепил создание ФФПР, который формировался за счёт поступающего в бюджет налога на добавленную стоимость в размере 22 % от его доли.
В первый год существования ФФПР помощь получили 66 субъектов РФ. Основной целью предоставления межбюджетных трансфертов из ФФПР было выравнивание уровня социальной обеспеченности населения, при этом также учитывалось географическое положение региона, общая численность населения, доля пенсионеров, школьников и целый ряд иных показателей.
С 1996 г. ФФПР стал формироваться за счёт всех налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, исключая ввозные пошлины, в определённой пропорции (11–15 % от всех налогов), размер которой определялся федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
В 2000 г. объём ФФПР был утверждён в фиксированной сумме в размере 68011291,2 тыс. руб. (ст. 45 Федерального закона от 31 декабря 1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»). На современном этапе развития бюджетного законодательства ФФПР упразднён.
Существуют две основные концепции государственной помощи регионам: перераспределительная и структурная (Шуба. 2004. С. 22). Первая концепция основывается на процессе перераспределения доходов, полученных от высокоразвитых регионов, в пользу слаборазвитых. В основе данной концепции лежат социальные критерии, например равная социальная обеспеченность населения в регионах. Финансовые средства перераспределяются между регионами-донорами и регионами-получателями (бенефициарами).
Структурная концепция предусматривает выделение государственного финансирования для решения целевых проблем промышленности и иных отраслей и обеспечение инвестиций на конкретной территории. В качестве критерия данной системы выступают особенности экономического развития регионов. Структурная концепция предполагает долевое финансирование проектируемых объектов, определённых направлений развития регионов (Морозова. 2015. С. 57).
В настоящее время правовые основы предоставления межбюджетных трансфертов закреплены в гл. 16 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). В ст. 6 БК РФ рассмотрены межбюджетные трансферты как средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, установлены в ст. 129 БК РФ.
Условия предоставления межбюджетных трансфертов закреплены в ст. 130, 136, 142 БК РФ, что обусловлено трёхуровневой структурой бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.
Так, из федерального бюджета межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов РФ в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, а также бюджетам государственных межбюджетных фондов в форме межбюджетных трансфертов. Понятие дотации закреплено в абзаце 26 ст. 6 БК РФ и рассматривается как средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления их использования. Легального определения понятий «субсидия» и «субвенция» в БК РФ не предусмотрено, однако установлено понятие субсидии и субвенции, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и/или муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и/или органам местного самоуправления в установленном порядке (ст. 133 БК РФ).
Некоторые авторы разделяют доходы бюджета на первичные (основные) и вторичные (производные), к последним относятся межбюджетные трансферты (Пауль. 2011. С. 25–27).
Выделяется несколько особенностей вторичных доходов:
вторичные доходы перед тем, как поступить в бюджет, проходят через бюджет другого уровня, и используются для межбюджетного распределения денежных средств. Плательщиком данного вида доходов является только публично-правовое образование;
вторичные доходы одновременно будут расходами для того бюджета, который передаёт денежные средства;
вторичные доходы имеют целевой характер;
размер вторичных доходов всегда определён в твёрдой сумме;
сумма вторичных доходов, передающихся из одного бюджета в другой, различается по ряду оснований (в частности, это уровень бюджетной обеспеченности получателя трансферта, объём его полномочий, передаваемых с вышестоящего бюджета, и т. д.).
Межбюджетные трансферты в виде вторичных доходов бюджета подразделяются на две группы. Первая группа – межбюджетные трансферты, поступающие из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Вторая группа – межбюджетные трансферты, поступающие из нижестоящего бюджета в вышестоящий.
В практике осуществления бюджетной деятельности в большей степени распространены межбюджетные трансферты первой группы. К этой группе можно отнести финансовую помощь на решение вопросов, относящихся к ведению соответствующего бюджета (сюда можно включить дотации и межбюджетные субсидии), и компенсации, которые по сути представляют собой средства на осуществление отдельных полномочий, передающиеся из вышестоящего уровня бюджетной системы РФ (в качестве таковых выступают субвенции).
К группе межбюджетных трансфертов, поступающих из нижестоящего бюджета в вышестоящий, можно отнести:
принудительно централизуемые доходы (ст. 142.2 БК РФ);
добровольно централизуемые доходы: межбюджетные субсидии из региональных бюджетов федеральному бюджету (ст. 138 БК РФ) и межбюджетные трансферты из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов (ст. 142.3 БК РФ).
Ответственность за нарушение порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена в ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Объектом данного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов, а его объективную сторону составляет нарушение порядка и/или условий представления средств главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и/или финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности. Нарушение порядка и/или условий предоставления межбюджетных трансфертов влечёт за собой либо наложение административного штрафа (от 20 до 50 тыс. руб.) на должностных лиц, либо дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.15.3. КоАП РФ).
Межбюджетные трансферты широко используются в практике бюджетной деятельности РФ для выравнивания доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ с целью наделения органов государственной власти и местного самоуправления достаточным объёмом финансовых средств для выполнения ими публичных целей и задач.