Бизнес
Би́знес, предпринимательство (англ. business), экономическая деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Может осуществляться как в сфере материального производства, так и в отраслях экономики, производящих услуги. Бизнесмен (предприниматель) как самостоятельный субъект рынка, в отличие от управляющего (менеджера) как наёмного работника, действует на свой страх и риск.
Понятие «бизнес» связано не с организационно-правовыми формами управления коммерческой деятельностью, а со структурой собственности. От развития бизнеса, а следовательно, и от взаимоотношения государственных и муниципальных органов власти с собственниками во многом зависят темпы экономического роста в стране. Бизнес – основной источник пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Социальная роль бизнеса выражается в обеспечении занятости значительной части населения и решении ряда социальных задач при реализации инвестиционных проектов. Масштабы реализации социальной роли бизнеса в обществе во многом зависят от содержания диалога бизнеса с властными структурами и от уровня культуры не только бизнесменов, но и общества в целом, поскольку бизнес – это часть общества, в которой отражаются и национальные, и исторические, и культурные ценности той или иной страны.
Важнейшими условиями успешного развития бизнеса в стране является система бизнес-образования (прежде всего экономического, юридического и управленческого); науки как совокупности знаний о современных, наиболее эффективных методах ведения бизнеса; государственного регулирования, направленного на стимулирование развития бизнеса. Исходный принцип управления бизнесом, как и любым объектом управления, – ориентация на выбор наиболее рационального варианта использования имеющихся ограниченных ресурсов. Научное обоснование системы управления бизнесом базируется на использовании методов системного, ситуационного, комплексного, функционального, процессного и поведенческого подходов, позволяющих найти наилучшее управленческое решение среди имеющихся альтернативных вариантов.
В России бизнес имеет свои особенности. После отмены крепостного права (1861) наблюдалось бурное развитие предпринимательской деятельности. Однако в результате Октябрьской революции 1917 г., национализации фабрик и заводов, а также коллективизации сельского хозяйства частное предпринимательство в России прекратило свое существование. Только в 1990-х гг. в ходе формирования частной собственности бизнес возобновил свое развитие.
Различают бизнес малый, средний и крупный. Малый и средний бизнес в России (в отличие от развитых стран) находится в стадии становления, несмотря на то что малое и среднее предпринимательство является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации и в 2016 г. была разработана и принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г.».