Прибыль
При́быль, экономическая категория, под которой (в общем виде) понимается превышение доходов экономического субъекта над осуществлёнными им расходами. Прибыль является основной целью предпринимательской деятельности и источником финансирования воспроизводства.
Прибыль используется в качестве показателя оценки деятельности экономического субъекта, и в зависимости от метода её расчёта и задач формирования показателя существуют различные трактовки её определения. Выделяются два основных подхода: теоретический и бухгалтерский.
В рамках экономической теории речь идёт об экономической прибыли, под которой понимают превышение доходов экономического субъекта над всеми расходами, в том числе альтернативными (неявными) издержками. С точки зрения неоклассической теории экономическая прибыль на конкурентных рынках может возникать только в краткосрочном периоде, поскольку в долгосрочном периоде, когда все факторы производства становятся переменными, капитал перетекает из убыточных отраслей в прибыльные; в результате норма прибыли уравнивается и экономическая прибыль становится равной нулю. В условиях несовершенной конкуренции фирма получает монопольную экономическую прибыль, связанную с тем, что монополист может диктовать цену потребителю. Различаются трактовки прибыли и источников её происхождения. Представители маржиналистской теории рассматривали прибыль как вознаграждение предпринимателя за процесс координирования факторов производства – труда и капитала. Сторонники данного подхода объясняют происхождение прибыли внешними причинами, связанными с динамичностью и неопределённостью рыночной конъюнктуры или нарушениями конкурентного равновесия. Общепринятой в 18–19 вв. была трактовка прибыли на капитал как третьей составной части валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Экономисты того времени не делали различия между явными и неявными затратами и считали прибылью излишек, получаемый капиталистом после возмещения расходов. А. Смит определяет прибыль как доход, получаемый с капитала лицом, которое лично употребляет его в дело. Прибыль на капитал подразделялась обыкновенно на процент на вложенный капитал (как вознаграждение предпринимателя за воздержание от расходования капитала на текущее потребление) и на предпринимательский доход, принимающий форму платы за управление предприятием и несение определённого делового риска.
К. Маркс тоже отмечает, что прибыль распадается на процент и предпринимательский доход. Однако, согласно теории Маркса, доход капиталиста определяется величиной стоимости, созданной трудом, а не капиталом или предпринимательскими способностями. Прибыль в марксистской теории совпадает с прибавочной стоимостью, образованной за счёт превышения потребительной стоимости товара над издержками его производства для предпринимателя, т. е. стоимостью постоянного капитала и рабочей силы.
В неоклассической теории подход к данному вопросу также основан на трактовке прибыли как остаточного дохода, но её источником является не труд наёмного рабочего, а деятельность самого предпринимателя. Основной специфической функцией предпринимателя считается несение бремени риска и неопределённости. Согласно подобному взгляду на теорию предпринимательства, прибыль является вознаграждением за предпринимательский риск, который возникает вследствие неопределённости экономической конъюнктуры.
Теоретически основная цель предпринимателя состоит в том, чтобы максимизировать прибыль (экономическую). Согласно неоклассической теории, условием максимизации прибыли является производство такого объёма выпуска, при котором дополнительно проданная единица товара принесёт доход, равный предельным издержкам его производства (равенство предельного дохода предельным издержкам: MR=MC). Данное условие максимизации прибыли справедливо для любого типа фирм – как конкурентных, так и фирм, действующих в условиях несовершенной конкуренции. Отличие конкурентных фирм заключается в невозможности воздействовать на цену товара, которая складывается на рынке под воздействием спроса и предложения. Рыночная цена, являясь для предпринимателя экзогенным фактором, не зависит от объёма выпуска фирмы и приносит одинаковый доход от продажи каждой дополнительной единицы товара (т. е. цена совпадает с предельным доходом, P=MR). Таким образом, условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы получает вид P=MC.
Бухгалтерская прибыль не учитывает альтернативных (неявных) издержек и формируется только исходя из установленных норм законодательства о бухгалтерском учёте. На величину прибыли, формируемой в рамках бухгалтерского учёта, влияет как состав доходов и расходов, учитываемых в отчётном периоде, так и методы их признания (отражения в учёте). Существенным аспектом, отличающим различные стандарты бухгалтерской отчётности, служит различие в методах оценки активов и обязательств, в связи с чем бухгалтерская прибыль организации за один отчётный период может значительно разниться в зависимости от используемых стандартов бухгалтерского учёта и отчётности (национальные стандарты, международные стандарты финансовой отчётности и т. д.). Исходя из бухгалтерского подхода к определению прибыли, различают валовую прибыль (выручка от реализации за вычетом себестоимости продукции), прибыль до налогообложения (валовая прибыль, скорректированная на все виды накладных расходов, а также внереализационные доходы и расходы), чистую прибыль (полученную по результатам бухгалтерского учёта и уменьшенную на сумму налога на прибыль), нераспределённую прибыль (остающуюся после распределения части чистой прибыли в виде дивидендов). Налогооблагаемая прибыль может отличаться от бухгалтерской прибыли и часто формируется на основе последней путём корректировок, установленных налоговым законодательством.