Железнодорожный транспорт
Железнодоро́жный тра́нспорт, вид наземного транспорта, на котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. Железнодорожные пути состоят из закреплённых на шпалах и установленных на балласт стальных рельсов, по которым движется подвижной состав с металлическими колёсами. Однако возможно и другое устройство путей – например, безбалластный путь, где рельсы прикреплены к цементной основе. Подвижной состав железнодорожного транспорта имеет меньшее сопротивление трению качения по сравнению с автомобильным, поэтому пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в длинные поезда.
Эксплуатация осуществляется железнодорожной компанией, обеспечивающей перевозки между железнодорожными станциями или объектами грузовых клиентов. Движение обеспечивается локомотивами, которые либо получают электрическую энергию от системы электрификации железной дороги, либо вырабатывают собственную энергию – обычно дизельными или паровыми двигателями. Большинство путей сопровождается системой сигнализации.
Самые старые известные железные дороги, управляемые человеком и животными, датируются 6 в. до н. э. (Коринф, Греция). В середине 16 в. в Германии появился железнодорожный транспорт в виде фуникулёров и вагонеток, приводимых в движение лошадьми. История современного железнодорожного транспорта началась с разработки паровоза в Великобритании, когда Р. Тревитик в 1804 г. запустил паровоз и загрузил вагоны между железными заводами Penydarren Ironworks и Abercynon. Таким образом, железнодорожная система Великобритании является самой старой в мире. Построенный Дж. Стефенсоном локомотив № 1 в 1825 г. стал первым паровозом, который перевозил пассажиров по общественной железнодорожной линии. Стефенсон также построил в 1830 г. первую в мире общественную междугородную железнодорожную линию, на которой использовались только паровозы. Паровые машины использовались при строительстве магистральных железных дорог, которые были ключевым компонентом промышленной революции. Кроме того, железные дороги сократили расходы на перевозку грузов и позволили сократить количество потерянных товаров – по сравнению с водным транспортом, где периодически тонули суда. Переход от каналов к железным дорогам позволил создать национальные рынки, на которых цены в разных городах почти не различались. Распространение железнодорожной сети и использование железнодорожного расписания привело к стандартизации времени (железнодорожного времени) в Великобритании на основе среднего времени по Гринвичу.
В 1880-х гг. были введены электрифицированные поезда, что привело к электрификации трамвайных путей и систем скоростного транспорта. Начиная с 1940-х гг. на неэлектрифицированных железных дорогах большинства стран паровозы были заменены дизель-электрическими локомотивами. В 1960-х гг. в Японии, а затем и в некоторых других странах были введены электрифицированные высокоскоростные железнодорожные системы.
Многие страны находятся в процессе замены тепловозов на электровозы, в основном из-за экологических проблем; ярким примером является Швейцария, которая полностью электрифицировала свою железнодорожную сеть. Другие виды наземного транспорта, не относящиеся к традиционным железным дорогам, такие как монорельс, были опробованы, но получили ограниченное применение.