Профицит бюджета
Профици́т бюдже́та, превышение доходов над расходами в бюджете государства или иного публично-правового образования. Профицит может возникать на стадии планирования бюджета, в ходе исполнения бюджета и по итогам отчётного финансового года.
Профицит вызывается связанными между собой экономическими и юридическими причинами.
Очевидная экономическая причина профицита – рост как фаза экономического цикла. Увеличение национального дохода при неизменных налоговых ставках автоматически даёт пропорциональное увеличение налоговых доходов казны. Суммы бюджетной помощи экономике в такие периоды, наоборот, сокращаются. В этом случае профицит означает изъятие избыточных сумм налогов, превращаясь в фактор ограничения роста.
Юридическая причина профицита – законодательная фиксация бюджетных доходов и расходов. У государства сравнительно мало дискреционных расходов и доходов, т. е. таких, которыми оно может свободно управлять, изменяя их год от года в процессе планирования бюджета. Расходы, как правило, предопределены теми юридическими обязательствами, которые в силу закона взяло на себя государство: по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, выплате пенсий; поддержанию уровня внешней и внутренней безопасности и т. д. Равным образом основные доходы, а именно налоги, заданы уровнем налоговых ставок, закреплённых в налоговом законодательстве.
Как правило, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры государства стараются не повышать нормативы расходов и не снижают налоговые ставки. Иначе обратный процесс, урезание расходов и повышение ставок, который практически неизбежен в отрицательной фазе экономического цикла, будет крайне негативно воспринят избирателями. Поэтому для нормативного регулирования доходов и расходов бюджета характерна стабильность.
Если стабильное нормативное регулирование расходов и доходов накладывается на быстрое позитивное изменение социально-экономической ситуации, финансовый план будет отражать реальную ситуацию профицита средств.
На управление бюджетным дефицитом в финансовой деятельности государства влияют доктринальный принцип приоритета публичных расходов (Козырин. 2009. С. 24) и нормативный принцип сбалансированности доходов и расходов [ст. 33 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)].
Принцип приоритета публичных расходов исходит из того факта, что публичные финансы функционируют не для извлечения прибыли, а для удовлетворения общественных нужд (Годме. 1978. С. 41–42). Государство, «в противоположность практике хозяйства частного, при выработке плана для наступающего хозяйственного периода, определяет сначала потребности и необходимые для удовлетворения их расходы, а затем уже нужные для покрытия их средства» (Эеберг. 1913. С. 32). Поэтому для государства бюджетный профицит – не самоцель, в бюджет нужно изымать столько средств, сколько необходимо для нормального функционирования государства.
Принцип сбалансированности бюджета требует соответствия общей суммы расходов общей сумме доходов. Положительное сальдо доходов и расходов, профицит, представляет собой отклонение от строго сбалансированного бюджета.
Из двух названных принципов следует, что профицит – не вполне позитивное явление, хотя избыток средств очевидно лучше их недостатка. Поскольку профицит, в отличие от дефицита, не грозит нарушением финансовой стабильности государства, бюджетное право его не ограничивает.
Плановый, или фактический, профицит будет представлять собой не распределённый по расходным статьям бюджета остаток бюджетных средств, лишние доходы. Если в порядке внесения поправок в закон о бюджете не увеличивать расходы периода, в котором образуется профицит, то остаток перейдёт на следующий финансовый год. Он может рассматриваться как своеобразный доход или источник покрытия бюджетного дефицита следующего года.
Но при этом хорошей бюджетной практикой будет направление профицита в резервы, а не увеличение текущих бюджетных ассигнований или простой перенос остатка на будущее. Профицит может быть элементом целенаправленной бюджетно-финансовой политики, стремящейся обеспечить формирование целевых резервов, использование которых откладывается до наступления неблагоприятных обстоятельств.
Если государство аккумулирует профицит путём создания таких долгосрочных резервов, то различаются два вида профицита – первичный профицит и собственно профицит как таковой.
Первичный профицит рассчитывается как разница между ожидаемыми доходами и расходами бюджета, но за исключением доходно-расходных операций, связанных с превышающими средний уровень, экстраординарными поступлениями бюджетных средств, которые направляются не на текущее финансирование государственных нужд, а в резервы.
В мировой практике обычно резервируются сверхдоходы от добычи нефти и газа, возникающие в периоды высоких цен на эти ресурсы. Посредством налогов и таможенных пошлин эти сверхдоходы аккумулируются в бюджете. Разумная долгосрочная финансовая политика состоит в том, что они не проедаются, а сберегаются.
В идеале сбережения формируют капитал, который не расходуется на текущие нужды даже в периоды дефицита, инвестируется и приумножается за счёт доходов от инвестиций. Когда ископаемые ресурсы будут истощены, или доходные поступления бюджета от природоресурсной ренты уменьшатся из-за энергоперехода к возобновляемым источникам, резервы могут быть задействованы для замещения сократившихся доходов.
Например, в РФ действует бюджетное правило, которое позволяет аккумулировать профицит, возникающий в результате получения дополнительных нефтегазовых доходов, в Фонде национального благосостояния.
В первоначальной редакции БК РФ содержалась норма о бюджетном профиците и порядке его использования, но она была исключена в 2000 г. Это не значит, что профицит «отменён» и не может возникать на этапе планирования или в ходе исполнения бюджета. Но профицит федерального бюджета России, как правило, формируется из-за специфической причины – роста цен на нефть и газ. В периоды высоких цен возрастают нефтегазовые доходы РФ: суммы поступлений от вывозных таможенных пошлин на нефть, газ, нефтепродукты; налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья; акциза на нефтяное сырьё (ст. 96.6 БК РФ).
Управление этим избытком нефтегазовых доходов лежит в основе разных вариантов бюджетного правила.
Нефтегазовые доходы сверх рассчитанной определённым образом базовой суммы (это может быть сумма, исчисленная исходя из ожидаемой средней, базовой, рыночной цены нефти; либо сумма в абсолютном выражении, например, 8 трлн руб. в 2023) не учитываются в балансе доходов и расходов федерального бюджета, а направляются на пополнение Фонда национального благостояния в федеральном бюджете. Первичный профицит или дефицит исчисляются так, как если бы нефтегазовых доходов выше базового уровня не было.
Тем самым решаются две задачи. Доходы и расходы балансируются без конъюнктурных нефтегазовых сверхдоходов, снижая таким образом зависимость бюджета от цен на природные ресурсы. Одновременно государство не отказывается от сверхдоходов и сберегает их для расходования в периоды с неблагоприятной экономической конъюнктурой.
При этом в расчёте основных показателей бюджета указывается общий профицит как таковой, до вычета сверхдоходов. Это нужно, чтобы отразить в законе о бюджете тот факт, что в очередном финансовом году планируется собрать доходов больше запланированного базового уровня и пополнить за их счет Фонд национального благосостояния. Технически профицит от дополнительных нефтегазовых доходов в федеральном бюджете не возникает – он поглощается расходной операцией по зачислению избыточных доходов в этот фонд.
Подобные фонды есть и в других государствах. Самый известный из них – Пенсионный фонд Норвегии, аккумулирующий и инвестирующий сверхдоходы бюджета Норвегии от эксплуатации нефтяных и газовых ресурсов. В отличие от российского Фонда национального благосостояния, норвежский фонд – внебюджетный (в этой части есть определённое сходство с внебюджетным Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации), управляется Минфином Норвегии и государственным Норвежским банком.
На практике профицит бюджета – относительно редкое явление, гораздо чаще наблюдается бюджетный дефицит. Во многом это объясняется преобладающим в финансовой политике современных государств подходом к стимулированию национальной экономики посредством расширенного бюджетного финансирования. При таком подходе некоторый дефицит целенаправленно закладывается в бюджет. Но есть и примеры профицита. Так, в РФ профицит был запланирован в федеральном бюджете на 2019 г. (1,48 трлн руб.) и фактически получен в сумме 1,9 трлн руб. На 2020 г. планировался профицит 0,9 трлн руб., но фактически был дефицит. Обратная ситуация сложилась в 2021 г.: в законе о федеральном бюджете был запланирован дефицит, но по факту бюджет был исполнен с профицитом около 0,5 трлн руб. В США профицит бюджета последний раз имел место в период с 1998 по 2001 гг. Примеры бюджетного профицита дают сравнительно небольшие нефтедобывающие страны, например, у Норвегии в 2022 и 2023 гг. был профицит государственного бюджета.
Таким образом, профицит как положительное сальдо доходов и расходов бюджета представляет собой достаточно редкое явление в финансовой деятельности современных государств. В тех случаях, когда он возникает, чаще всего происходит его аккумулирование в различных фондах резервного назначения, без увеличения текущих бюджетных расходов государства.