Федеральные налоги
Федера́льные нало́ги, платежи, обязательные к уплате на всей территории государства.
Федеральные налоги в РФ
Федеральными налогами в РФ признаются обязательные платежи, перечисленные в ст. 13 Налогового кодекса РФ (НК РФ), и наряду с региональными и местными налогами, а также платежами, взимаемыми в рамках специальных налоговых режимов, образуют систему налогов и сборов Российской Федерации.
Особенностью федеральных налогов является правовое регулирование их установления, введения, отмены и регламентации всех их элементов положениями НК РФ (части первая и вторая). Исключением из данного правила является возможность субъектов РФ устанавливать пониженные ставки налога на прибыль организаций и правила инвестиционного налогового вычета.
К числу федеральных налогов относится 7 обязательных платежей: налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ); акцизы (гл. 22 НК РФ); налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ); налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ); налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ); налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (гл. 25.4. НК РФ); водный налог (гл. 25.2. НК РФ), налог на сверхприбыль. Кроме вышеперечисленных налогов к федеральным относятся обязательные сборы – государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ); сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ). Наконец, к федеральным относятся 6 платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, – единый сельскохозяйственный налог; платежи по упрощённой системе налогообложения, по системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, по патентной системе налогообложения (ст. 18 НК РФ); налог на профессиональный доход (имеет статус экспериментального налога); платежи по автоматизированной упрощённой системе налогообложения (в порядке эксперимента). До 2021 г. в составе платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, присутствовал единый налог на вменённый доход (ЕНВД; гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности»; Федеральным законом от 2 июля 2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы, регулирующие взимание ЕНВД, признаны утратившими силу).
В 2023 г. в систему налогов и сборов, взимаемых в России, включён федеральный налог на сверхприбыль (Федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» от 4 августа 2023 № 414-ФЗ), являющийся налогом разового характера и подлежащий зачислению в федеральный бюджет.
Термин «федеральные налоги» охватывает не только собственно налоги, под которыми понимается обязательный индивидуально безвозмездный платёж, но и сборы, предполагающие индивидуальное встречное удовлетворение в форме совершения публичным субъектом юридически значимых действий в пользу плательщика (обращение в суд; выдача разрешений на осуществление деятельности и т. д.), а также обязательные платежи, взимаемые в формате специальных налоговых режимов. Последние предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных платежей, входящих в систему налогов и сборов, обязательных к уплате на территории РФ.
Общие положения, относящиеся к федеральным налогам, содержатся в ст. 12 НК РФ, подробная регламентация каждого налогового элемента осуществлена в соответствующей главе части 2 НК РФ. К числу общих положений относится правило об уплате федеральных налогов на всей территории России; введение и отмена федеральных налогов осуществляется исключительно НК РФ; платежи, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов, могут освобождать от обязанности уплачивать не только федеральные, но и региональные и местные налоги. Регулирование взимания федеральных налогов осуществляется исключительно НК РФ. Из последнего правила имеется исключение, которое относится к налогу на прибыль организаций. Несмотря на то, что налог на прибыль организаций является федеральным налогом, основная доля этого налога зачисляется в бюджеты субъектов РФ, для которых он является бюджетообразующим. Кроме того, ставки налога в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, устанавливаются законами субъектов РФ и могут быть снижены до нулевых позиций. В гл. 25 НК РФ предусмотрены основания для установления пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, к ним относятся как ситуации стимулирования реализации инвестиционных проектов и развития конкретных территорий, так и случаи поддержки деятельности некоммерческих организаций (образовательные организации, организации здравоохранения, музеи). Законами субъектов РФ могут также определяться правила применения инвестиционного налогового вычета для плательщиков налога на прибыль организаций. Такой инвестиционный вычет поощряет обновление налогоплательщиком собственных основных фондов, а также его социально значимую деятельность, например по поддержке музеев и других организаций культуры (ст. 286.1 НК РФ).
Федеральные налоги не обязательно подлежат зачислению в федеральный бюджет. Из 16 платежей, отнесённых НК РФ к федеральным, только 3 полностью зачисляются в федеральный бюджет – налог на добавленную стоимость, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и водный налог. Пять федеральных платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, вообще не попадают в федеральный бюджет (зачисляются лишь платежи по соглашениям о разделе продукции). Платежи, взимаемые в порядке упрощённой системы налогообложения, единого сельхозналога, патентной системы и налога на профессиональный доход, попадают в региональные и местные бюджеты. Остальные налоги и сборы распределяются по всем уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетным законодательством (статьи 50–61.6 Бюджетного кодекса РФ). Так, налог на прибыль организаций, уплачиваемый по основной ставке в 20 %, распределяется следующим образом: 3 % поступают в федеральный бюджет, 17 % – в бюджет субъекта РФ по месту налогового учёта плательщика. Суммы акцизов зачисляются в федеральный и региональные бюджеты как по нормативам, так и в зависимости от подакцизного товара – акциз на табак зачисляется в федеральный бюджет, акциз на пиво – в региональный. Различные механизмы применяются и при распределении налога на добычу полезных ископаемых. Во всех приведённых случаях федеральные платежи формируют доходную базу бюджетов двух уровней, но имеются федеральные платежи, которые принадлежат всем бюджетам, – государственная пошлина и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). НДФЛ традиционно рассматривается как налог, который должен формировать местные бюджеты, т. е. бюджеты тех городских и сельских поселений, где проживают налогоплательщики. В российской налоговой системе НДФЛ в большей части зачисляется в бюджеты субъектов регионов, но в определённой бюджетным законодательством части зачисляется во все иные бюджеты.
НК РФ допускает возможность установления налога в режиме эксперимента. Именно таким является налог на профессиональный доход, получивший в средствах массовой коммуникации наименование «налог на самозанятых» (Федеральный закон от 27 ноября 2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"»). Сумма налога на профессиональный доход подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
Значимость федеральных налогов объясняется тем, что некоторые из них относятся к бюджетообразующим, имеющим существенное значение для финансового обеспечения публичных функций [налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на добычу полезных ископаемых – для федерального бюджета; налог на прибыль организаций – для бюджетов субъектов РФ]. Акцизы и налог на доходы физических лиц активно используются для обеспечения сбалансированности всех бюджетов бюджетной системы РФ. Например, доля НДС в доходах федерального бюджета на 2021 г. составляет около 23 % (Бюджет для граждан). Доля налога на прибыль организаций в доходах бюджета Санкт-Петербурга превышает 24 % (Закон Санкт-Петербурга от 26 ноября 2020 № 549-114 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»).
Отнесение налогов к федеральным в налоговой системе РФ зависит от ряда факторов. В частности, учитывается объём поступлений от уплаты налога и его значение для финансирования федеральных функций, формирования единого экономического пространства, предотвращения возникновения внутренних налоговых «офшоров» и др. Действующее правовое регулирование позволяет за счёт поступлений от федеральных налогов формировать прежде всего федеральный бюджет, однако они важны и для формирования доходной базы любого бюджета бюджетной системы РФ.
Федеральные налоги в зарубежных странах
В России, которая является федеративным государством, федеральные налоги противостоят не только местным, как это принято в унитарных государствах, но и субъектовым (региональным). В унитарных государствах (Франция, Испания, Япония и др.) налоги исторически распадаются на местные и общегосударственные. Для федераций в силу признаваемого бюджетного федерализма принципиально важны критерии разграничения налоговых доходов между федеративным центром и регионами. Для каждой федерации характерна своя система разграничения налогов на федеральные и субъектовые (налоги земель, штатов, провинций и т. д.), используются различные механизмы: механизм квотирования (выделений долей в объёме налогового дохода), механизм разведения по видам налогов (например, прямые и косвенные) или комбинированный механизм. Действующие механизмы меняются в зависимости от экономической и политической ситуации в государстве. Например, в Федеративной Республике Германия к распределяемым в долях налогам относятся подоходный налог, налог на добавленную стоимость, корпоративный налог и др. Канадская система считается наиболее децентрализованной, к распределяемым налогам относятся налог на доходы населения, налог на доходы корпораций, налог на товары и услуги, акцизы и др.