Гранты
Гра́нты (от англ. grant – дарить), вид финансовой поддержки общественно полезной деятельности физических и юридических лиц преимущественно в некоммерческой сфере (образование, наука, искусство, благотворительность и др.).
Грантодателями (англ. grantor) выступают государственные учреждения, общественные или частные организации. Грантополучателями (англ. grantee) могут быть отдельные лица или их группы, объединённые общей творческой (научной) задачей или проектом, на реализацию которых предоставляется грант.
Грантовая поддержка имеет важное значение для развития гражданского общества. Понятие «грант» имеет многовековую историю, от него происходит ряд терминов, подразумевающих финансовую или земельную помощь, в том числе со стороны правительства (Лазар. 2015). В РФ грантовая поддержка осуществляется преимущественно за счёт бюджетных средств. В этих случаях грант выступает в качестве социального-правового стимула, который государство применяет для выстраивания взаимодействия между субъектами социальной деятельности в желаемом направлении, отвечающем интересам внутренней и внешней политики.
В литературе выделяются социальная, экономическая и юридическая функции грантов (Провалинский. 2016). Социальная функция заключается в стимулировании общественно полезной деятельности. Экономическая функция гранта состоит в обеспечении максимально эффективного использования денежных средств для достижения поставленной общеполезной цели. Никакая другая форма финансирования не является столь же гибкой (адаптируемой под разные внешние условия) и одновременно прозрачной с точки зрения наблюдения и контроля за использованием грантов.
Юридическая функция гранта заключается в его способности оформлять широкий спектр общественных отношений – от частноправового пожертвования до бюджетных перемещений денежных средств.
Грантом в российском праве может быть как целевое благотворительное пожертвование, так и целевое финансирование общественно полезных программ общественных объединений, выделенное по заявкам объединений, а также бюджетные ассигнования или налоговые освобождения. Кроме того, термин «грант» применяется не только в отношении передаваемой денежной суммы, но и договора, устанавливающего условия её предоставления. Трактовка понятия гранта российским законодательством зависит от его вида: существуют президентские, государственные, благотворительные гранты и т. д. Встречается целый ряд функциональных понятий, таких как грантовые программы, бюджетные гранты для поддержки отечественных инновационных проектов, грантовая поддержка выпускников вузов, поступающих на работу в сельские школы, предоставление грантов для устойчивого развития сельских территорий, грантовое поощрение инициатив сельских сообществ и т. д.
На законодательном уровне понятие гранта закреплено в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: «Гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями». Однако правила, устанавливающие порядок выдачи и использования грантов, в указанном законе не предусмотрены.
Понятие «грант» используется также в законах, регулирующих некоммерческую деятельность. Например, в ст. 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» благотворительные гранты, относящиеся к источникам формирования имущества благотворительных организаций, определяются как благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. В ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» указывается, что государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты).
«Наиболее близким по смыслу и сути к понятию "грант" видом обязательств является определённый в ст. 582 части второй ГК РФ договор пожертвования. <…> Целевой характер пожертвования для граждан должен быть, а для юридических лиц может быть обусловлен жертвователем использованием имущества по определенному назначению» (Гутников. 2005. С. 5).
Перечисленные законы содержат лишь определение гранта, но не содержат элементов механизма правового регулирования деятельности по предоставлению грантов. Ныне лишь финансовое законодательство не только содержит определение гранта, но и устанавливает конкретные правила, а также определяет правовые последствия.
Так, определение гранта содержится в подпункте 14 п. 1 в ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ). При этом законодатель не включил гранты в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, поместив их в разряд средств целевого финансирования. К последним относится «имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определённому организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами».
В целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если они передаются, во-первых, на безвозмездной и безвозвратной основах, а во-вторых, на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчёта о целевом использовании гранта.
Правила о грантах также содержатся в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ). В подпункте 3 п. 6 ст. 21 БК РФ «Классификация расходов бюджетов» гранты наряду с премиями обособлены в одну подгруппу, которая входит в группу «Социальное обеспечение и иные выплаты населению». Однако далее по тексту БК РФ гранты упоминаются исключительно в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе в составе бюджетных ассигнований, направляемых в соответствии с решениями Президента или Правительства РФ, высшего должностного лица или высшего исполнительного органа субъекта РФ, а также местной администрации юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям или физическим лицам (п. 7 ст. 78; см. также п. 4 ст. 78.1).
На фоне имеющихся различных подходов к понятию «грант» в российском законодательстве до сих пор отсутствует как системное представление о нём, так и унифицированное легальное определение. Различные отрасли законодательства – гражданское, бюджетное и налоговое, а также законодательство в области науки – по-разному квалифицируют правовой режим грантов.