Малый бизнес
Ма́лый би́знес (малое предпринимательство; англ. small business), совокупность малых и средних предприятий, которая ограничена установленными законодательством правовыми нормами.
Определение малого предпринимательства
С 2003–2008 гг. в нормативных документах и литературе чаще используется термин «малое и среднее предпринимательство». Малые и средние предприятия представляют собой коммерческие организации, показатели деятельности которых не превышают определённых пороговых значений.
В России субъекты малого предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесённые к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям (численность работников которых не может превышать 15 человек), в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству в России
Закон № 209-ФЗ определил правовой статус субъектов малого предпринимательства (см. таблицу).
Юридические критерии отнесения предприятий к категории малых
Форма (особенности) организации | Условия (критерии) |
Условие 1: 1а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25 %; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49 %. | |
Любые акционерные общества | Условие 2: акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. |
Условие 3: акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25 % голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, владеют не более чем 49 % голосующих акций. | |
Организации-«интеллектуалы» | Условие 4: деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронно-вычислительных машин, изобретений, селекционных достижений и т. д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам). |
Организации-«сколковцы» | Условие 5: имеют статус участника проекта, направленного на создание инновационного центра «Сколково». |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: учредители (участники) – акционерное общество «Роснано» (ныне реорганизовано в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий») или Фонд инфраструктурных и образовательных программ. |
Источник: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Таким образом, субъекты малого предпринимательства – особая группа субъектов хозяйствования, функционирующая под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном, благоприятном режиме, соответствующем интересам предпринимателя и общества в целом.
В ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 156-ФЗ) обновлён перечень критериев для признания хозяйствующих субъектов субъектами малого предпринимательства. Данным законом установлены 3 критерия отнесения хозяйствующего субъекта к категории малого предпринимательства:
доля участия других лиц и организаций в уставном (складочном) капитале субъекта предпринимательства (уточнение критерия 1 из вышеприведённой таблицы);
средняя численность работников;
размер выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Порог участия иностранных юридических лиц, а также российских организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства Законом № 156-ФЗ увеличен с 25 до 49 %. При этом требования по доле участия остальных субъектов в основном капитале сохранены на уровне 25 %.
В отношении критерия «средняя численность работников» изменения Законом № 156-ФЗ не вносились: для малого предприятия она по-прежнему не должна превышать 100 человек. В то же время среди малых предприятий выделена особая группа – упомянутые выше микропредприятия.
Третий критерий – размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год – введён Законом № 156-ФЗ впервые. В соответствии с действующим постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности», для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства предельная величина выручки установлена в следующем размере:
120 млн руб. – для микропредприятий;
800 млн руб. – для малых предприятий;
2 млрд руб. – для средних предприятий.
Сильные и слабые стороны малого предпринимательства
Экономическая сущность малого предпринимательства заключается в том, что во всех государствах, в том числе в России, оно признаётся в качестве самостоятельного субъекта экономики, обладающего собственными приоритетами развития. По мнению исследователей (Предпринимательство. 2007), специфика малого предпринимательства как вида экономической деятельности заключается в таких признаках, как высокие неопределённость и риск, способность к внедрению инноваций и стремление адаптироваться к изменениям.
Отличительные черты малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности позволяют конкретизировать его следующие сильные и слабые стороны, определяющие особенности его государственной поддержки.
К сильным сторонам малого предпринимательства относят:
относительно низкие расходы на менеджмент, что связано с малым числом руководителей и количеством уровней управления;
высокую оперативность решений, позволяющую повысить производительность труда и обеспечивающую предприятию возможность гибко реагировать на изменения рыночной среды;
глубокое знание своего потребителя и специфики его спроса, что обусловлено высокой ориентацией бизнеса на локальные (региональные) рынки;
бо́льшие (по сравнению с крупными предприятиями) возможности персонала в области представления и реализации своих идей и планов и, как следствие, более высокую мотивированность персонала, его приверженность к организации;
инвестиционные проекты в малом предпринимательстве, как правило не требующие больших капиталовложений, благодаря чему предпринимателю легче в сжатые сроки выводить на рынки новые товары и услуги.
Слабые стороны малого предпринимательства включают следующие его качества:
сопряжённость с высоким уровнем риска;
ограниченные возможности по привлечению финансовых средств и наиболее квалифицированных кадров;
высокая зависимость от конъюнктуры рынка, внешних социально-экономических и политических условий и др.
В целом малое предпринимательство как вид хозяйственной деятельности обладает высоким потенциалом развития, прежде всего с точки зрения обеспечения занятости населения и насыщения локальных рынков новыми, актуальными для потребителя товарами и услугами.
Исходя из стратегических приоритетов развития каждое государство устанавливает собственные критерии и показатели отнесения хозяйствующих субъектов к представителям малого предпринимательства. Как правило, они сочетают количественные и качественные показатели. Так, среди представленных выше критериев первый – юридический – является качественным, в то время как второй и третий – количественными.
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству за рубежом
Международные документы определяют требования и рекомендации, используемые государствами для принятия решения об отнесении субъекта хозяйственной деятельности к категории малого предпринимательства.
К числу наиболее авторитетных документов относятся рекомендации Европейской комиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС (см. Рекомендации Европейской комиссии ... 2003). Данные рекомендации относят к малым предприятиям те организации, которые имеют численность персонала от 11 до 50 человек и годовой оборот до 10 млн евро. Микрокомпании должны иметь численность работников до 10 человек и годовую выручку до 2 млн евро (см. «Micro-, small- and medium-sized enterprises ... 2016).
Большинство государств Европы, вне зависимости от членства в Европейском союзе, придерживаются описанного выше подхода и отражают его в национальном законодательстве, посвящённом вопросам поддержки развития малого и среднего предпринимательства. При этом существуют страновые различия в предельных значениях выручки (дохода), которые каждая страна устанавливает с учётом особенностей и стратегических приоритетов развития национальной экономики. Например, в Швеции малое предприятие – компания, которая имеет численность персонала не более 50 человек, годовую выручку – не более 50 млн шведских крон, или 5,31 млн евро, и валюту баланса в размере 25 млн шведских крон, или 2,66 млн евро (Плетнёв. 2015).
Государственная поддержка малого предпринимательства в России
Современный этап развития малого предпринимательства в России, его проблемы и перспективы во многом определяются историческими особенностями эволюции данного вида экономической деятельности. Выделяют 3 этапа развития малого предпринимательства в России (Улицкий. 2015): период до 1917 г., советский период и период становления в стране рыночной экономики.
В дореволюционной России малое предпринимательство имело отраслевую и региональную специализацию и его основная роль в экономике заключалась в выполнении «обсуживающей» функции крупного бизнеса. Советский этап развития предпринимательства связан с развитием кооперативного движения. Уже в 1917 г. функционировало около 50 тыс. кооперативов, деятельность которых охватывала все этапы производственного процесса от закупки средств и предметов труда до реализации готового продукта (Грицунова. 2015). Однако с окончанием НЭПа предпринимательская деятельность фактически была свёрнута и сохранилась лишь в отдельных, запрещаемых законодательством формах. В период становления в стране рыночной экономики (с начала 1990-х до 2020-х гг.) российское предпринимательство прошло все стадии эволюционного развития, а малый бизнес сформировался как самостоятельный и важный субъект экономической деятельности в масштабах национальной экономики.
С экономической точки зрения малое предпринимательство имеет существенное значение при решении задач устойчивого социально-экономического развития, и поэтому его деятельность стимулируется системой мер государственной поддержки.
Ныне в России реализуются следующие основные виды государственной поддержки предпринимателей: финансовая, имущественная, информационная и консультационная. Финансовая поддержка включает такие меры, как предоставление гарантий, развитие кредитования, расширение практики льготного налогообложения субъектов малого бизнеса. Имущественная поддержка осуществляется путём передачи во владение (пользование) субъектам малого предпринимательства на льготных условиях имущества, находящегося в государственной собственности и соответствующего установленным законодательством требованиям. Информационная поддержка реализуется в формате предоставления актуальной и достоверной информации субъектам малого и среднего предпринимательства посредством сети Интернет, а также федеральных, региональных и муниципальных информационных систем. Консультационная поддержка осуществляется путём формирования и поддержания функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, с помощью которой, в частности, предприниматели могут получить бесплатные тренинги и консультации, а также принять участие в программах повышения квалификации.
После принятия Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» разработаны и утверждены национальные проекты по основным стратегическим направлениям развития страны, среди которых особое место занимает проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Данный проект направлен на достижение национальных целей развития, зафиксированных в Указе № 474, таких как:
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек.