Северный морской путь
Се́верный морско́й путь (СМП), Северо-Восточный проход (до начала 20 в.), главная российская морская коммуникация в Арктике, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово море). Соединяет европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д. Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения около 5610 км, протяжённость примыкающих к нему судоходных речных путей около 37 000 км. Альтернативой СМП служат транспортные артерии, проходящие через Суэцкий, Панамский каналы или огибающие мыс Доброй Надежды. От Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14 280 км, через Суэцкий канал 23 200 км, вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Проводка транспортов через ледовые массивы возможна только с помощью ледоколов. Для эксплуатации СМП созданы специальные службы: пароходства, морские, речные и авиационные порты, гидрографические и промышленно-транспортные предприятия, научные институты и сеть полярных гидрометеостанций. СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири, обеспечивает ввоз продовольствия, топлива, оборудования, вывоз леса, полезных ископаемых. Западный сектор Арктики от Мурманска до Дудинки обслуживается ледоколами Мурманского, Восточный – от Дудинки на восток – Дальневосточного морских пароходств.
Современный СМП – итог многовекового освоения северных окраин России, его история начинается с первых плаваний поморов в 11–13 вв., идея практического использования СМП высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525 г. Освоение арктического морского побережья велось сибирскими казаками и «промышленными людьми».
Плавание летом 1648 г. из устья реки Колыма к реке Анадырь Семёна Дежнёва с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий океан.
Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга, высокоширотная экспедиция во главе с В. Я. Чичаговым, Северо-Восточная И. Биллингса – Г. А. Сарычева, Усть-Янская и Колымская экспедиции под руководством П. Ф. Анжу и Ф. П. Врангеля, новоземельские экспедиции Ф. П. Литке, П. К. Пахтусова и А. К. Циволько.
Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП. С 1877 г. начались регулярные Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и полезных ископаемых. До 1919 г. из-за отсутствия в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов из 122 экспедиций только 75 прошли успешно.
В 1878–1879 гг. шведская экспедиция Н. А. Э. Норденшельда совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского п-ова. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: российские – под командованием С. О. Макарова, Э. В. Толля, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова, Г. Я. Седова, Б. А. Вилькицкого; иностранные – американская Дж. Де-Лонга, норвежские – во главе с Ф. Нансеном и во главе Р. Амундсеном. Появление парового флота, изобретение радио, постройка ледоколов послужили более высокому уровню исследований СМП.
Во время Гражданской войны 1917–1922 гг. адмирал А. В. Колчак 23 апреля 1919 г. впервые распорядился о создании Комитета СМП, который после поражения Восточного фронта Русской армии в Сибири в полном составе был введён в состав учреждений Сибревкома. С 1921 г. успешно осуществляются Карские экспедиции, а с 1923 г. – Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 г. экспедиция на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав возможность эксплуатации СМП.
В 1932 г. создано Главное управление СМП (Главсевморпуть), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива и обеспечить безопасность плавания. В 1930–1940-е гг. построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Плавания на «Челюскине» (1933–1934) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердили готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов. В освоении СМП большую роль сыграли экспедиции – гидрографическая по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко» (1935). Среди выдающихся плаваний по СМП отмечается проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936). Важное значение имеют дрейф «Георгия Седова» (1937–1940), организация первой научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс – 1» (начала действовать 6 июня 1937) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941).
В годы Великой Отечественной войны СМП был важнейшей транспортной магистралью Арктики, по нему осуществлялся проход боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За 4 военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народнохозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность – никелем, медью, лесом. Перевозки выполнялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Арктические коммуникации защищал Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. По СМП прошли сотни судов, из них около 170 – в конвоях. Было перевезено свыше 4 млн т различных грузов.
В послевоенные годы продолжалось освоение СМП экспедициями на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946), на «Литке» в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе «Обь» (1956) в Гренландское море. С помощью ледоколов с 1948 г. речные суда переводили из европейских портов на реки Сибири, с 1951 г. рыболовецкие суда на Дальний Восток и др. С 1937 г. проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. С 1937 по 2013 гг. во льдах Арктики работали дрейфующие научные станции «Северный полюс» («СП»), всего их было 40; в 2015 г. начала работу дрейфующая научная станция «Северный полюс – 2015».
В 1950-е гг. на трассу СМП пришли дизель-электрические ледоколы, а с конца 1950-х гг. – атомные ледоколы. Вступление в строй новых мощных судов ледового класса, усовершенствование оборудования арктических портов, создание сети полярных станций и обсерваторий послужили превращению СМП в магистраль массовой перевозки хозяйственных грузов. Максимальный показатель грузоперевозок в СССР был достигнут в 1987 г.: 6,5 млн т за счёт круглогодичных перевозок рудного концентрата комбината «Норильский никель» в западном направлении и сезонного завоза жизнеобеспечивающих грузов из морского порта Мурманск в города и посёлки на арктическом побережье. В 1991 г. СМП был открыт для международного судоходства.
К 2020 г. на трассе Северного морского пути работали четыре атомных ледокола – «Таймыр» (введён в 1989), «Вайгач» (введён в 1990), «Ямал» (введён в 1992), «50 лет Победы» (введён в 2007).
В 2020–2022 гг. были приняты решения о продлении их ресурса, планируется выводить их из эксплуатации в 2027–2028 гг. На смену этим судам по контрактам с Росатомфлотом АО «Балтийский завод» (Санкт-Петербург) должен построить пять атомных ледоколов проекта 22220: «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Они станут самыми большим и самыми мощными (60 МВт) атомными ледоколами в мире. В 2020 г. введён в эксплуатацию атомный ледокол «Арктика», в 2021 г. – «Сибирь», в 2022 г. – «Урал»; начато строительство атомных ледоколов «Якутия» (в 2020, ввод намечен на 2024), «Чукотка» (в 2020, ввод намечен на 2026). Предусматривается приступить к строительству и ввести в строй в конце 2020-х гг. супермощный ледокол «Лидер» проекта 10510, в 2028–2030 гг. ещё два серийных универсальных атомных ледокола проекта 22220.
Ресурсные корпорации, работающие в российской Арктике («Норильский никель», «Роснефть», «НОВАТЭК»), также планируют построить в 2023–2026 гг. шесть дизельных ледоколов для гарантированного круглогодичного вывоза продукции со своих ресурсных проектов на азиатские рынки через самый суровый по ледовым условиям восточный сектор Северного морского пути.
СМП становится опорной инфраструктурой нового освоения российской Арктики: новые ресурсные проекты ориентируются преимущественно на морскую логистику. Ресурсные корпорации России «НОВАТЭК», «Газпромнефть», «Норильский никель», «Роснефть» строят грузовой флот ледового класса (газовозы, танкеры, контейнеровозы, балкеры и др.), новые порты и терминалы по трассе СМП (Сабетта, Бухта Север, Енисей, Наглейнен и др.). Активно внедряется новая схема использования судов усиленного ледового класса, с минимизацией привлечения ледоколов, которая опирается на рейдовую перегрузку на обычное судно при выходе из ледовой «области» и создание специализированных (нефтяных, газовых, угольных) терминалов в арктических портах.
В 2021 г. грузооборот СМП составил 34,9 млн т; основной прирост грузопотока обеспечен транспортировкой сжиженного природного газа (СПГ) с введённого завода «Ямал-СПГ». Целевой показатель 2024 г. – 80 млн т, 2030 г. – 150 млн т за счёт вывоза нефти, СПГ, угля, металлов, внутреннего каботажа (завоза жизнеобеспечивающих грузов – продовольствия, угля, нефти и нефтепродуктов и др.) и международного транзита.
Значительно возрастает роль морского сервиса в деятельности СМП. Под арктическим морским сервисом понимается специфический взаимосвязанный комплекс служб наземного и спутникового мониторинга; навигационно-гидрографического, гидрометеорологического, ледокольного и другого обеспечения; систем комплексной безопасности морского судоходства, в том числе комплексных аварийно-спасательных центров, нацеленный обеспечить устойчивое безопасное плавание судов по СМП. Внутри арктического сервиса выделяется наукоёмкий морской сервисный комплекс, который включает морскую геологоразведку, волоконно-оптические и спутниковые системы связи, системы подвижной радиотелефонной связи и беспроводного доступа к информационной и телекоммуникационной сети «Интернет» и другие элементы. Новая производственно-логистическая система российской Арктики включает в себя ресурсные проекты «платформенного» типа, специализированные многотоннажные суда усиленного ледового класса, порты, терминалы, стыковочные узлы и рейдовые перегрузчики, навигационный сервис.
С декабря 2018 г. инфраструктурным оператором СМП служит государственная корпорация «Росатом», которая эксплуатирует атомные ледоколы, содержит предприятия полярной гидрографии, имеет собственный гидрографический флот. Росатом создаёт единую платформу цифровых сервисов как центральный элемент цифровой экосистемы Северного морского пути. 2024 год определён годом начала реализации круглогодичного использования СМП с гарантированным обеспечением атомными и неатомными ледоколами.
В 2012 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», который предусматривает институциональные и управленческие мероприятия по дальнейшему его развитию. Расширению использования трассы благоприятствует климатическая динамика последних трёх десятилетий (потепление приводит к сокращению площади многолетних морских льдов).