Налоговая политика
Нало́говая поли́тика, использование государством налогов и налоговой системы в целом с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений (связей). Путём целенаправленного изменения системы налоговых платежей и налогового механизма (в том числе изменения налоговых базы, ставок, периода и льгот, отмены одних налогов и введения в действие других) государство формирует новые направления налоговой политики. Перемены в налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ, включающих в качестве важного компонента и изменения налогового законодательства.
Налоговая политика является важнейшим фактором функционирования единого механизма макроэкономического регулирования. С помощью налогов, в частности, стимулируется инвестиционная активность, разрешаются различные социально-экономические проблемы, осуществляется структурная перестройка экономики, поддерживаются заданные темпы экономического развития. Налоговая политика как единое целое выполняет ряд функций, которые в конечном счёте обусловлены объективными свойствами (возможностями) налогов. Основная функция налоговой политики – фискальная, которая трактуется как отчуждение определённой доли доходов конкретных лиц или хозяйствующих субъектов в пользу государства.
Налоговая политика выступает связующим звеном между гражданином и государством, обществом и государством – неким финансовым стабилизатором общественного порядка, позволяющего обеспечить в демократическом обществе гарантию неприкосновенности личности и собственности налогоплательщика. Поэтому взимание налогов с целью удовлетворения необходимых общественных (коллективных – на местном уровне) потребностей в рамках данной государственной структуры можно трактовать как стабилизирующую функцию налоговой политики. В 20 в. эта функция выразилась и в выполнении налоговыми системами роли гаранта социальной защищённости наиболее уязвимых слоёв общества – малоимущих, безработных, инвалидов и престарелых. Она трансформировалась, таким образом, в качественно новую функцию налоговой политики – социальную. Обеспечение социальной стабильности в современном обществе достигается, в частности, за счёт дополнительного обложения доходов одной (высокодоходной) части общества с целью удовлетворения потребностей другой (социально незащищённой) его части. В современных условиях значение данной функции возрастает (в том числе увеличивается количество налогов, посредством которых реализуется социальная функция – развивается система социальных налогов, в рамках подоходного и имущественного налогообложения появилась разветвлённая система социальных льгот).
Налоговая политика в 20 в. приобрела ещё одну функцию – регулирующую, которая выражается в том, что налоги стали использоваться в качестве инструментов экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику, темпы модернизации. Периодически снижая налоги, государство пытается стимулировать спрос, повысить темпы экономического роста, побудить предпринимателей к инвестициям в производство и НИОКР; повышая налоги, оно стремится ослабить инфляцию, стабилизировать экономический цикл. Целевым регулированием налоговых ставок, установлением налоговых льгот можно стимулировать рост производства, деловую активность, обеспечивать приоритетное развитие тех или иных отраслей, сфер хозяйственной деятельности, регионов. Путём манипулирования налогами ограничивается сверхприбыль предприятий-монополистов и т. д.
В конце 20 в. в налоговой политике появилась ещё одна качественно новая функция – интегрирующая. Её возникновение обусловлено одной из наиболее характерных особенностей развития мирового хозяйства на современном этапе – усилением процессов взаимозависимости национальных экономик, глобализацией мировой экономики. Налоги используются в качестве инструмента формирования единого экономического пространства для государств, связанных территориальными, экономическими, политическими и иными интересами. Реализация интегрирующей функции налоговой политики осуществляется посредством: развития двухсторонних и многосторонних договорённостей между странами о снятии таможенных барьеров, расширения системы соглашений об избежании двойного налогообложения доходов с целью поощрения импорта и экспорта капитала, быстрого развития международного налогового законодательства, процессов унификации и гармонизации национальных налоговых систем.
Наиболее наглядно проявление интегрирующей функции налоговой политики просматривается в рамках Европейского союза – в изменении и согласовании налогового законодательства его стран-членов с целью выравнивания налоговых условий для потребителей, производственного и финансового капитала в рамках единого европейского рынка. Результаты, достигнутые в процессе гармонизации и унификации налогообложения, существенно стимулируют активность миграции капиталов и рабочей силы внутри ЕС, развитие производственных и научно-технических связей.
В условиях современной экономики существенно возрастает значение регулирующей, контрольной, стабилизирующей, социальной и интегрирующей функций налоговой политики. Реализация фискальной функции налоговой политики в индустриально развитых государствах с демократической системой правления неизменно координируется с реализацией всех других её функций.
В Российской Федерации налоговая политика определяется положениями Налогового кодекса Российской Федерации и разрабатываемыми на его основе Основными направлениями бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики на текущий год и плановый период, ежегодно утверждаемыми Министерством финансов России (подробнее см. Бюджетно-налоговая политика).