Здравоохранение
Здравоохране́ние, система социально-экономических и медицинских мероприятий, направленная на сохранение и повышение уровня здоровья населения.
История здравоохранения в современном его понимании начинается с создания системы государственной и общественной помощи при лечении и в основном при профилактике заболеваний (19 в.). Однако его зачатки можно обнаружить в Древнем мире в виде контроля за санитарным благоустройством городов, качеством продаваемых продуктов, организации медицинской помощи в армии и др. В Средние века первоначально создавали приюты и больницы для бедных при монастырях. Затем функции организации здравоохранения осуществляли органы городского самоуправления. В связи с опустошительными эпидемиями (оспы в 13 в., чумы в 14 в.) произошли определённые сдвиги в организации здравоохранения (например, в 14 в. в Венеции создан санитарный совет, в Милане и Венеции введена система карантинных мероприятий). В 15 в. в германских городах была учреждена должность городского врача – штадт-физика, который руководил деятельностью врачей, больниц, проведением противоэпидемических мероприятий, а в 17–18 вв. были созданы медицинские и санитарные коллегии. По мере развития промышленности и концентрации населения в городах предпринимались санитарно-противоэпидемические меры, попытки оценить значение здравоохранения для хозяйственной деятельности государства. Первые санитарно-демографические исследования по изучению влияния природных и бытовых факторов были начаты в это время. Первая реформа организации здравоохранения была проведена во Франции в 1822 г.: при Министерстве внутренних дел создан высший санитарный совет, т. е. все медико-полицейские и санитарно-противоэпидемические функции были возложены на государственный административный аппарат. В дальнейшем подобные реформы осуществлены в других европейских странах. В 1-й половине 19 в. бурное развитие получают принципы страхования индивидуального здоровья: «дружеские общества» (с 17 в.) и «рабочие клубы» в Великобритании, «вспомогательные кассы» в Германии и др. Они существовали за счёт средств от систематических взносов. Во 2-й половине 19 в. во многих странах Европы были учреждены органы здравоохранения, введены санитарные кодексы, изданы законы об общественном здоровье.
Функционирование здравоохранения обеспечивается наличием кадров, материально-технической базы, организационной структуры, соответствующих технологий и уровнем развития медицинской науки. При определённых различиях в характере здравоохранения в разных странах (обусловленных социальным строем, национальными особенностями и традициями) интернациональными остаются методы здравоохранения, меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики и лечения болезней и др. В связи с глобальными изменениями условий жизни и научно-техническим прогрессом изменился характер патологии, что вызвало изменение структуры заболеваемости и причин смерти населения. Это потребовало разработки ряда общенациональных программ, обеспечивающих развитие здравоохранения в соответствии с требованием времени. Для решения этих задач необходимы значительные экономические затраты, правовая регламентация, единая медико-статистическая информация, организационное руководство на различных уровнях, что повышает роль государства в руководстве здравоохранением во всех странах, хотя степень участия государства и другие аспекты здравоохранения в отдельных странах имеют существенные отличия.
В большинстве стран сложились в основном 3 системы организации медицинской помощи населению – частнопредпринимательская, страховая и государственная. Однако фактически имеет место т. н. смешанная форма здравоохранения как результат сочетания этих систем. Частнопредпринимательская медицина наиболее широко представлена в США. Страховая медицина получила распространение в большинстве экономически развитых стран. Она предусматривает обязательное страхование всего населения или отдельных его групп. Это страхование обеспечивает полную или частичную компенсацию расходов на медицинскую помощь. Государственное здравоохранение предполагает оказание бесплатной медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях. Среди экономически развитых стран государственная служба здравоохранения в наиболее полном виде была создана в СССР и Великобритании (с 1948).
Развал Советского Союза и трансформация государственного устройства страны значительно повлияли на систему здравоохранения России. Предложение рассматривать медицинские услуги как рыночный товар, а также широкая приватизация медицинских учреждений (учитывая социально-экономическое положение большинства населения) в начале 21 в. стали неприемлемыми для граждан России. При сохранении декларативности государственных гарантий по охране здоровья населения и финансовой недообеспеченности российского здравоохранения происходило нарастание «платности» медицинской помощи (более 50 % пациентов платили за лечение в стационарах, 30 % – за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65 % – за стоматологические услуги).
В 2001–2005 гг. размеры государственного финансирования здравоохранения выросли в 2,5 раза в текущих ценах, хотя это мало повлияло на показатели доступности медицинской помощи. За этот же период объём платных медицинских услуг увеличился в 2,9 раза, а расходы населения на лекарства возросли в 2,2 раза, что свидетельствует о нарастающих масштабах неудовлетворённой потребности в бесплатной медицинской помощи и об утрате контроля за соблюдением государственных гарантий. Централизованное планирование здравоохранения трансформировалось в разработку политики в области охраны здоровья населения с акцентом на государственное регулирование и обеспечение качества медицинской помощи.
С 2006 г. с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, укрепления материально-технической базы первичного звена здравоохранения и улучшения его кадрового обеспечения в РФ функционирует приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения.
В 2018 г. президент России В. В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором были определены национальные проекты стратегического развития страны в 2019–2024 гг. В этом указе в направлении «Человеческий капитал» одним из проектов стал национальный проект «Здравоохранение». Основными целями национального проекта «Здравоохранение» являются:
снижение показателей смертности населения, в том числе от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также младенческой смертности;
ликвидация дефицита медицинских кадров;
обеспечение регулярного профилактического осмотра граждан не реже одного раза в год;
обеспечение оптимальной доступности и повышение эффективности работы медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи;
увеличение объёма экспорта медицинских услуг.
На финансовое обеспечение национального проекта «Здравоохранение» Правительство РФ запланировало выделение 1,36 трлн руб. Эти средства направляются на повышение зарплаты медицинским работникам, строительство новых и модернизацию существующих медицинских учреждений разного уровня, оснащение медицинских учреждений, приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения и др. Куратором национального проекта «Здравоохранение» является министр здравоохранения РФ М. А. Мурашко.
В настоящее время система здравоохранения в Российской Федерации представляет собой систему органов исполнительной власти, органов управления, контроля (надзора), медицинских, фармацевтических, судебно-экспертных и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан РФ. Она включает государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения. Одной из основных функций системы здравоохранения является организация оказания медицинской помощи населению, которая в целом подразделяется на амбулаторно-поликлиническую, стационарную и скорую медицинскую помощь.
Министерство здравоохранения РФ регулярно отчитывается об успешном (в целом) выполнении планов национального проекта «Здравоохранение».
Международное сотрудничество в области здравоохранения координирует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).