Федеральная налоговая служба Российской Федерации
Федера́льная нало́говая слу́жба Росси́йской Федера́ции (ФНС России), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов [п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 № 506 (Положение о ФНС России)].
Создание Федеральной налоговой службы как самостоятельной системы органов исполнительной власти федерального уровня, находящейся в ведении Министерства финансов РФ, было предусмотрено в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Современная Федеральная налоговая служба стала результатом преобразования ранее действующего Министерства РФ по налогам и сборам. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 было утверждено действующее с соответствующими изменениями Положение о ФНС России.
Налоговая служба играет значимую роль в формировании благоприятного предпринимательского климата. Помимо того что она осуществляет контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов в бюджет, она представляет интересы государства в делах о банкротстве; выполняет функции валютного агента; проверяет соблюдение правил использования онлайн-касс и многое другое. В Стратегической карте ФНС России на 2021–2023 гг. в качестве цели № 1 закреплено создание клиентоориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством. С 2021 г. ФНС России является оператором государственного регистра сведений о населении России (Федеральный закон от 8 июня 2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»).
Федеральная налоговая служба сформировала и проводит политику сервисного подхода, тем самым пытаясь преодолеть исключительно контрольный характер деятельности. Миссией службы объявлено «высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса» (Миссия, основные направления деятельности и Стратегическая карта Федеральной налоговой службы // ФНС России).
К основным направлениям деятельности ФНС России относятся:
обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
оптимизация деятельности налоговых органов с учётом эффективности затрат на её осуществление.
С учётом разнообразных обязанностей, возложенных на службу, перечень полномочий весьма обширен. На официальном сайте ФНС России выделяются 20 функций, среди которых важнейшими являются: контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах; выдача разрешений; осуществление государственного учёта и регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; ведение реестров – Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков.
В силу положений п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ (НК РФ) Федеральная налоговая служба и её территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов. Тем не менее служба имеет право на утверждение форм налоговых деклараций, порядок их заполнения по согласованию с Министерством финансов РФ (п. 7 ст. 80 НК РФ). Кроме того, ФНС наделена полномочием по принятию решений по вопросам организации своей деятельности в форме приказов или в форме иных актов в случаях, установленных законодательством РФ (п. 3.1 Регламента ФНС, утверждённого приказом ФНС России от 17 февраля 2014 № ММВ-7-7/53@).
ФНС России вправе давать юридическим и физическим лицам письменные разъяснения по вопросам, отнесённым к сфере её деятельности (п. 6.3 Положения о ФНС России). Правовая природа указанных разъяснений была рассмотрена в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть"». Конституционный Суд РФ высказал позицию, согласно которой разъяснения ФНС России могут быть оспорены как нормативные правовые акты.
На ФНС РФ возложена обязанность по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) граждан и организаций о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и др. Эта весьма значимая задача направлена на преодоление последствий правового регулирования налогообложения в советский период, когда налоги не являлись значимыми ни для граждан, ни для государства; привычка платить налоги не зародилась, общественное мнение о нетерпимости к случаям неуплаты налогов также не сформировалось.
Полномочия службы в осуществлении налогового контроля закреплены в ст. 31 НК РФ, а обязанности – в статьях 32 и 33 НК РФ. Камеральные и выездные проверки в отношении налогоплательщиков, а также иные мероприятия налогового контроля проводятся в порядке, предусмотренном НК РФ, нормы которого устанавливают необходимые гарантии защиты прав налогоплательщиков.
ФНС России наделена достаточно эффективными полномочиями в сфере обеспечения фискальной функции, в том числе по бесспорному взысканию недоимок, пени и штрафов с юридических лиц. В то же время служба принимает решения о возврате налогоплательщику излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пени и штрафов, в том числе с начислением процентов, в случаях, предусмотренных в НК РФ.
Федеральная налоговая служба России, будучи федеральным органом, администрирует не только федеральные, но и региональные и местные налоги, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты. При этом служба активно взаимодействует с финансовыми органами субъектов РФ и местных администраций.
Структуру ФНС России образуют центральный аппарат и территориальные органы. К территориальным органам относятся межрегиональные инспекции ФНС (например, по крупнейшим налогоплательщикам) и управления ФНС по субъектам РФ. Управления по субъектам РФ включают в свой состав налоговые инспекции, образуемые по территориальному принципу (инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня). В настоящее время проводится оптимизация территориального размещения налоговых инспекций с учётом реального объёма работы с налогоплательщиками.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС России активно использует современные информационно-коммуникационные технологии, в последние несколько лет – цифровые технологии, являясь признанным лидером не только среди российских органов исполнительной власти, но и среди налоговых органов всего мира. Отношения внутри системы ФНС РФ и отношения вовне – с налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений – всё настойчивее переводятся в цифровой формат. В арсенале службы – электронные декларации, личные кабинеты налогоплательщиков, мобильное приложение «Мой налог», налоговые сервисы, предлагаемые на сайте службы и др. Официальный сайт ФНС России предлагает разнообразные электронные сервисы, рассчитанные как на крупные компании, так и на физических лиц. В качестве электронного помощника пользователей сайта используется чат-бот «Таксик».
Служба является инициатором, разработчиком и пользователем собственных информационных систем типа федеральной информационной адресной системы или автоматизированной информационной системы «Налог-3» (АИС «Налог-3»). Данная система представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, в том числе приём, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям. При этом одной из задач АИС «Налог-3» является обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика путём упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид.
Большая заслуга в достижении значимых результатов по внедрению новейших цифровых технологий принадлежит М. В. Мишустину, который возглавлял службу с 2010 по 2020 гг. (с 2020 возглавляет Правительство РФ).
В разные периоды руководителями службы были А. Э. Сердюков (2004–2007), М. П. Мокрецов (2007–2010). С 2020 г. по настоящее время руководителем ФНС России является Д. В. Егоров.
В числе органов исполнительной власти любого государства присутствуют налоговые органы, поскольку они призваны решать фискальную задачу – обеспечивать доходную часть государственного и иных бюджетов. Поскольку государства всегда нуждались в доходах, для собственного существования и для защиты своих подданных или граждан, налоговые органы в том или ином виде также существуют в исторической перспективе.
Современная ФНС России – правопреемник Министерства по налогам и сборам РФ (1998–2004), которое в своё время явилось продолжателем Государственной налоговой службы РФ (1991–1998). Историческая преемственность прослеживается в отношении петровских коллегий, среди которых были и такие, которые отвечали за государственные доходы – Камер-коллегия. Камер-коллегия была заменена на Казённую палату, затем на Экспедицию о государственных доходах и т. д. История налоговых органов России никогда не прерывалась.