Политология
Политоло́гия (от греч. πόλις – город и λόγος – учение, слово), научная дисциплина в ряду социальных наук, изучающая и рассматривающая политику как одну из подсистем общества и особый вид деятельности человека, направленный на обеспечение управляемости и достижения коллективно значимых целей. Объектом изучения политологии является система государственного управления и публичной политики, а также властные отношения, возникающие между политическими институтами, с одной стороны, и гражданами и гражданским обществом – с другой.
Согласно узкому подходу объектом политологии является исключительно анализ политических проблем, возникающих в политической сфере общества. Однако политические проблемы могут возникать не только в данной сфере, но и в иных – экономической, социальной и духовной, – либо являться политическим следствием других социальных процессов и явлений. С точки зрения широкого подхода политология исследует не только взаимодействие политических институтов, но и политические процессы, политические системы, политические принципы, политические нормы, политическую культуру, политическую социализацию и т. д., следовательно, для политологии как науки представляет интерес любой социальный процесс или явление, имеющие политические проявления. Также существует подход, согласно которому политологию рассматривают как науку о демократии.
Центральными понятиями политологии являются политика и власть (властные отношения), которые имеют множество определений, что не позволяет политологическому сообществу прийти к консенсусу, поэтому данные понятия называются социологически аморфными. При этом они активно используются как политологами, так и политиками, журналистами, публицистами и гражданами. Политику определяют, во-первых, как сферу общества, которая является составной частью социальной системы; во-вторых, как активность граждан, которая может быть коллективной или индивидуальной и включает понятие политического поведения; в-третьих, как вид социальных отношений, предполагающий совершение актов политической коммуникации между политическими институтами, гражданами, организациями и т. д. Т. Гоббс определял власть через могущество одного человека над другим. Традиционно власть трактуется в соответствии с определением социолога М. Вебера: «Власть – это любая вероятность реализации своей воли в данном социальном отношении даже вопреки сопротивлению, на чем бы эта вероятность ни основывалась» (Вебер. Т. 1. 2016. С. 109). Р. Даль рассматривал власть через принуждение: «А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В сделать то, что В в противном случае не сделал бы» (Dahl. 1957. P. 202–203).
Традиционно в политологии выделяются четыре базовых раздела: политическая теория, сравнительная политология, международные отношения и национальная политика (в США – американская политика, в России – современная российская политика и т. д.). Также выделяются такие разделы, как политический анализ, методы политических исследований, политические институты, политическая экономия, публичная политика, право и политика, политическое поведение.
Истоки политологии
Политология сформировалась в качестве научной дисциплины в 19 в., но её истоки обнаруживаются в античности: «Изучение политики в Европе имеет долгую историю. ...Оно ведёт своё начало с Платона» (Политическая наука в Западной Европе. 2009. С. 11), а именно с его работ «Государство», «Политик» и «Законы». Платон предложил первую в политической мысли типологию политических систем, которая позже была переосмыслена Аристотелем в «Политике». Так, Платон выделил аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию «в нисходящем по отношению к добродетели порядке» (Алмонд. 1999. С. 72). В работе «Политик» он предложил иную классификацию, исходя из критерия соблюдения законов и общей пользы, противопоставив монархию тирании, а аристократию – олигархии. Демократия одновременно рассматривалась как «управление согласное с законами и противозаконное» (Платон. 1994. С. 58), при этом отмечалось, что «для неё не существует второго имени» (Платон. 1994. С. 58), т. е. другой формы правления, которая бы противопоставлялась демократии как правлению, при котором соблюдаются законы. Аристотель в «Политике» анализировал преимущественно «конституции» греческих полисов, хранившихся в Ликее (из них сохранилась только афинская «конституция»). Он пересмотрел формы правления, сформулированные Платоном, придя к выводу о том, что в политике встречаются две основные формы – демократия и олигархия. Оптимальной формой правления он считал политию, которая сочетала элементы и демократии, и олигархии. Римский государственный деятель Цицерон развивал идеи «смешанной конституции», пытаясь убедить граждан вернуться к политической системе раннеримского республиканского периода, а также развивал идеи всеобщего естественного права.
Развивалась и восточная политическая мысль – преимущественно в Древнем Китае. Одним из первых древнекитайских мыслителей стал Конфуций, для которого абсолютная власть монарха была идеальной формой правления. Государство же должно было развиваться исключительно в рамках централизованного управления. Последующие мыслители во многом отталкивались в своих рассуждениях от идей Конфуция: так, Мо-цзы и Лао-цзы заочно полемизировали с Конфуцием, а Мэн-цзы продолжал конфуцианскую традицию.
В Средневековье эти идеи получили развитие в работах Фомы Аквинского. Особенностью нового исторического периода стало соединение политической мысли с христианской догматикой. В своих работах он полемизировал с мыслителями Античности, но с аргументацией Аристотеля по поводу слабости «чистых» форм правления соглашался, отмечая, что их сочетание приводит к нивелированию «человеческой слабости и коррупции» (Алмонд. 1999. С. 76). Следующим политическим мыслителем, оказавшим влияние на формирование политологии, стал флорентиец Н. Макиавелли, который, дискутируя с историком Ф. Гвиччардини, размышлял о лучших примерах государств со «смешанной конституцией». Макиавелли изменил подход к типологизации форм правления: если до него их было принято делить «на непорочные и коррумпированные, нормативные и ненормативные в изначальном понимании этих терминов Платоном и Аристотелем» (Алмонд. 1999. С. 77), то после – ненормативная политика стала рассматриваться как объективно существующая норма.
Арабский мыслитель аль-Фараби, изучая философию Платона и Аристотеля, пришёл к мнению, что государство для человека необходимо, т. к. человек не может удовлетворить самостоятельно все собственные потребности – часто для этого требуются коллективные усилия. По его мнению, было необходимым отделить право от ислама, что сильно отличало его позицию от других исламских мыслителей. Аль-Маварди, напротив, развивал идею исламского государства, которое бы функционировало исходя из принципов шариата.
В эпоху Ренессанса Ж. Боден сформулировал концепцию суверенитета, согласно которой суверенитет необходимо понимать как независимость в принятии решений и действиях от папы Римского, Церкви, императора, другого государства и т. д. Суверенитет, по Бодену, означал, что только верховная власть государства может вести законотворческую деятельность, заключать мир, объявлять войну, проводить реформы, собирать налоги и т. д.
В эпоху Просвещения такие мыслители, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескьё, А. Гамильтон и др., оказали непосредственное влияние на формирование политической мысли, которая в последующем трансформировалась в политологию. Так, Гроций заложил теоретические основы международного права, основанного на принципах естественного права, рассматривал войну и причины её начала через категорию справедливости. Гоббс, Локк и Ж.-Ж. Руссо развивали идею общественного договора, заключаемого между людьми и государством: люди отказываются от части своих прав, чтобы государство могло, аккумулируя множество ресурсов, представлять интересы граждан. Монтескьё занимался развитием концепции форм правления, разделив их на республику, монархию и деспотию.
На развитие политологии повлияла и протестантская политическая теология, предложившая новую модель взаимоотношений государства и Церкви, в которой государство находилось бы в доминирующем положении. Выступив против Римско-католической церкви и феодалов, протестантизм стал отрицать идею церковной иерархии. Это предопределило развитие протестантской политической теологии в русле идей демократии, защиты прав меньшинств и прав человека. Во многом из-за этого протестантские государства выбирали в качестве формы правления конституционную монархию или республику, в которых власть ограничена различными политическими институтами.
Формирование политологии как науки
Институционализация политической науки начала происходить во 2-й половине 19 в. Традиционно политологическое сообщество считает датой зарождения политической науки 1857 г., когда в Колумбийском университете (Нью-Йорк) была создана кафедра истории и политической науки. В Европе первые политологические институции появятся позже. Так, во Франции в 1872 г. открылась Свободная школа политических наук, которая в 20 в. вошла в состав Института политических исследований (Sciences Po). В Италии в 1875 г. была создана Школа социальных наук имени Чезаре Альфьери, позже трансформировавшаяся в факультет политических наук Флорентийского университета, а в 1880 г. кафедра истории и политической науки Колумбийского университета трансформировалась в Школу политической науки. В 1894 г. была основана Лондонская школа экономики и политических наук, а в 1899 г. – Высшая школа политических и социальных наук в Бельгии. Данные институции начали издавать собственные академические журналы. К 1890-м гг. во многих американских и европейских университетах появились либо кафедры, либо факультеты (школы) политических наук.
К концу 19 – началу 20 вв. сформировались такие национальные школы политологии, как американская, британская, французская, немецкая и итальянская. Американская школа политической науки сформировалась раньше остальных, что предопределило её доминирующее положение в сфере исследований. В 1889 г. возникла Американская академия политических и социальных наук, объединившая всех американских исследователей политических процессов и преподавателей этой дисциплины. В 1903 г. была создана Американская политологическая ассоциация, которая стала первым профессиональным объединением политологов. По её лекалам создавались другие национальные ассоциации политической науки. Международная ассоциация политических наук, включающая в себя национальные ассоциации, была создана в 1949 г. Британская школа политической науки преимущественно занималась исследованиями парламентской системы, двухпартийной системы, политических традиций и т. д. Французская школа политической науки уделяла внимание функционированию государственных институтов управления, политическим партиям, участию граждан в политике. Немецкая школа политической науки также исследовала государство и его институты, но делала особый акцент на бюрократии и геополитике. Так, именно работы немецких политических исследователей сохраняют актуальность – «Государство» Ф. Оппенгеймера, «Политика как призвание и профессия» и «Национальное государство и экономическая политика» М. Вебера, «Политическая география» Ф. Ратцеля, «Социология политической партии в условиях демократии» Р. Михельса. Итальянская школа политической науки также интересовалась устройством политической системы и институтов, что нашло отражение в работе «О теории управления и парламентском правлении» Г. Моски, «Вопросах конституционного правления и политики» Д. Цаникелли и др.
Профессионализация политологии
К 1920-м гг. завершилось формирование политологии как науки, она окончательно выделилась в качестве самостоятельного научного направления. Также произошла её профессионализация: сформировалось экспертное сообщество, члены которого идентифицировали себя как политологов. Они начали применять новые исследовательские подходы: во-первых, вместо обзорных работ, которые можно отнести к качественным исследованиям, стали появляться первые количественные исследования, основанные на обработке больших массивов данных; во-вторых, политологи начали придерживаться «собственного способа объяснения» (Алмонд. 1999. С. 84) происходящих политических процессов, дистанцируясь от объяснительных моделей других социальных наук. У политологов появилась возможность обучаться на профильных кафедрах и факультетах, что не было доступно их предшественникам, получавшим образование в рамках других социальных наук.
Важным этапом профессионализации политологии стало формирование в 1920-х гг. чикагской школы социологии, которую в политологическом сообществе называют чикагской школой политической науки. Она стала ключевой институцией между мировыми войнами, оказав значительное влияние на развитие политологии. Основными представителями политологической части чикагской школы социологии были Ч. Мерриам, Х. Ф. Госнелл, Г. Д. Лассуэлл, Л. Уайт и др. Они первыми начали применять эмпирические исследования, когда все остальные кафедры и факультеты политологии во многом ещё исходили из методологии других наук – философии, истории, юриспруденции и т. д. Также они подошли к исследованию политических процессов и явлений с междисциплинарной точки зрения, привлекая и знания других социальных наук, и методы количественных исследований. Мерриам стал одним из основоположников бихевиоралистского подхода, который исследовал политическое поведение людей с помощью количественных методов. Он считал, что политическое поведение можно объяснять с научной точки зрения. Госнелл был учеником Мерриама, позже помогал ему в изучении общественного мнения в Чикаго перед выборами мэра в 1923 г. Лассуэлл стал первым исследователем пропаганды, написав работу «Техника пропаганды в мировой войне» (1927). Также он изучал массовые коммуникативные процессы, предложив методы их исследования. В 1930-х гг. он перешёл к изучению политики с точки зрения политической психологии: сначала он исследовал психологические портреты политиков, затем, в середине 1930-х гг., политическое поведение людей, а также политические режимы и процессы. Уайт занимался со 2-й половины 1920-х гг. исследованием социального управления. Чикагская школа социологии развивала сравнительную политологию: Уайт, Госнелл, Лассуэлл читали в Чикагском университете курсы по сравнительным исследованиям форм правления, политических партий и общественного мнения соответственно. Сравнительная политология исследовала вопросы модернизации, нациеобразования, государственного устройства, революций и переворотов.
Чикагская школа функционировала до конца 1930-х гг., когда она подверглась критике ректората Чикагского университета из-за применения эмпирических методов в социальных науках. Г. Д. Лассуэлл и Х. Ф. Госнелл перешли в другие университеты, а Ч. Мерриам вышел на академическую пенсию, перейдя на работу в команду президента Ф. Д. Рузвельта. Мерриам, как член Комитета по административному управлению, в 1939 г. посоветовал Рузвельту создать новую структурную единицу, занимающуюся делами президента, – Исполнительный офис президента США. Большинство сотрудников чикагской школы также перешли в другие университеты и исследовательские центры, продолжив политологические исследования.
После Второй мировой войны в США действовало несколько центров развития политологии: Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете, возглавляемое П. Лазарсфельдом и Р. Мертоном, Национальный центр изучения общественного мнения, основанный Г. Г. Филдом, Институт социальных исследований и Исследовательский центр опросов при Мичиганском университете, созданные Р. Ликертом, К. Э. Кемпбеллом-младшим и Д. Картрайтом. Ключевым в американской политологии стал Институт социальных исследований, т. к. в нём «сотни американских и зарубежных политологов были обучены технике эмпирических и электоральных исследований» (Алмонд. 1999. С. 89). В 1940–1950-х гг. образовательные программы по политологии открылись в ведущих американских университетах, в которых возникли собственные научные школы, проводилась подготовка соискателей на получение степени PhD и появились программы академической мобильности.
В послевоенные годы активно возникали новые подходы к изучению политики. На основе теоретических построений Т. Парсонса был создан системный подход, с помощью которого изучались политические институты, особенности их функционирования и взаимодействия. На протяжении 1950–1960-х гг. Д. Истон исследовал функционирование политической системы. Приобрели важность теория демократии, разрабатываемая Р. Далем, А. Лейпхартом, Дж. Сартори и др., и теория демократизации, существенный вклад в которую внесли Х. Линц, Ф. Шмиттер, С. Хантингтон и др. В годы 2-й мировой войны европейские политологи, преподававшие в университетах и проводившие исследования, были вынуждены массово эмигрировать в США. После окончания войны часть политологов, которые бежали от нацизма и фашизма, вернулась в Европу.
Политология в 1960-х и 1970-х гг.
Количество профессиональных политологов постоянно увеличивалось: если в 1903 г. при создании Американской ассоциации политической науки в ней состояло около 200 членов, к 1945 г. – 3 тыс., то к середине 1960-х гг. – более 10 тыс. Начинают появляться новые субдисциплины: международная экономика, общественное мнение, политическая культура и проблемы национальной и общественной безопасности. Ускоряющиеся глобализационные процессы привели к развитию регионалистики с фокусом на Азии, Африке, Ближнем Востоке и т. д. Исследования становились всё более междисциплинарными, а в 1962 г. был создан Межуниверситетский консорциум по политическим и социальным исследованиям.
С начала 2-й половины 20 в. Мичиганский университет стал играть значимую роль в развитии политологии. «Проведённые в Мичигане исследования электоральных процессов стали образцом международного уровня» (Алмонд. 1999. С. 89). В 1950–1970-х гг. в американских университетах на кафедрах и факультетах (школах) политических наук стали активно преподавать курсы по количественным методам исследования.
В этот период политологи стали проводить междисциплинарные исследования на стыке политологии и культурологии, сформировав новое направление – политическую культуру. Таких политологов, как Г. Алмонд, С. Верба, Р. Инглхарт, Р. Патнэм и др., интересовало то, как культура может влиять на функционирование политических институтов, в центре внимания оказались особенности культур отдельных социальных групп. Алмонд и Верба провели сравнительный анализ политических культур (гражданских культур) США, Великобритании, Германии, Италии и Мексики. Итоги было опубликованы в работе «Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах». Они выделили три вида гражданской культуры – приходскую (другие варианты перевода: патриархальная, парохиальная), подданническую и культуру участия (партисипаторную, активистскую). Инглхарт занимался изучением социальных ценностей в сравнительной перспективе, модернизацией и культурной эволюцией.
В 1970 г. был создан Европейский консорциум политических исследований, объединивший кафедры и факультеты (школы) политических наук европейских университетов. Консорциум финансировал летние школы и новые политологические лаборатории, также оказывал помощь в создании архива уже проведённых политологами исследований.
Начиная с 1970-х гг. увеличился объём научных политологических статей, в которых в качестве рабочего инструмента использовался опрос, следовательно, наблюдался рост количественных исследований. Так, в академическом журнале American Political Science Review с 1970-х гг. около ⅔ статей представляли собой количественные исследования (Bevir. 2022. P. 21).
Политология в 1980-х и 1990-х гг.
К началу 1980-х гг. в политической науке начался кризисный период, выразившийся в отказе от позитивизма и переходе к постпозитивизму и постбихевиорализму. Это выразилось в серии публикаций политологов о состоянии политической науки как дисциплины, её кризисе и поиске путей разрешения этого кризиса. Так, в 1984 г. американский политолог Д. Риччи опубликовал работу «Трагедия политической науки», в которой подверг критике существующее положение дел, заявив, что политологию ожидает крах из-за того, что она не опирается «на систему моральных и этических ценностей и альтернатив» и «не связана с политическими действиями» (Алмонд. 1999. С. 99). Исследователь Р. Сейдельман выделяет в американской политической науке три традиции: консервативно-институционалистскую, радикально-демократическую и примирительную. Последняя стала основой для современной политической науки, которая пытается примирить две первые традиции, но, по мнению Сейдельмана, такая позиция привела к тому, что политическая наука утрачивает связь с политической повседневностью. Причиной этого является попытка примирить политическую науку с той или иной идеологией, в первую очередь с демократической. К концу 1980-х – началу 1990-х гг. дискуссия о кризисе политической науки трансформировалась в дискуссию о том, насколько может быть нейтральна сама история дисциплины. Например, Дж. Драйзек и С. Леонард в статье «История политической науки как научной дисциплины» пришли к выводу, что «…при оценке, принятии или отрицании дисциплинарной идентичности не может существовать нейтральной позиции» (цит. по: Алмонд. 1999. С. 100).
Начавшаяся в середине 1970-х гг. третья волна демократизации изменила вектор развития политической науки, позволив ей выйти из кризиса. Переход ряда европейских государств (Испании, Португалии и Греции) от авторитаризма к демократии позволил сформулировать теорию демократического транзита, теорию волн демократизации и целую субдисциплину – политическую транзитологию. Толчок к оформлению политической транзитологии дали события 2-й половины 1980-х гг. в Восточной Европе, когда страны, находящиеся под покровительством СССР, стали отказываться от социализма в пользу демократии.
Вклад в изучение демократического транзита сделали исследователи Ф. Шмиттер и Г. О'Доннелл в труде «Переходы от авторитарного правления. Предварительные выводы о неопределённых демократиях», в котором они представили концепцию транзита от недемократических режимов к демократии. Эта работа во многом повлияла на последующие исследования демократического транзита.
Последнее десятилетие 20 в. было ознаменовано множеством примеров демократического транзита, которые сформировали основу для изучения демократизации как политического процесса. В исследовательском поле политической науки также оказались политические ценности и политическая культура, расцвет изучения последней пришёлся на 1960–1970-е гг. Так, Р. Инглхарт ещё с начала 1980-х гг. начал изучать мировые ценности в рамках лонгитюдного исследования World Values Survey, что стало важной вехой возрождения изучения политической культуры.