Шариат
Шариа́т (араб. شريعة, буквально – путь), комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, определяющих исламский образ жизни. В мусульманской литературе понятие «шариат» употребляется и в более широком значении – религии вообще (дин), что применительно к богоданным религиям соответствует понятию «Закон Божий». Кроме того, под шариатом могут подразумеваться лишь обряды религии, а под дин – её теоретический компонент, т. е. вера, или догматика. Все богоданные религии в исламе считаются едиными в аспекте веры, но могут варьироваться в аспекте религиозного закона – шариата. Догматика, рассматриваемая как противоположность обрядовой практике шариата, обозначается также термином акида. В суфизме различают шариат и тарикат (араб. طريقة, буквально – путь), соотнося первый с внешней праведностью, а второй – с внутренней.
Как и догматы акиды, принципы шариата даны преимущественно в Коране и Сунне. На основе этих богооткровенных источников представители калама и мусульманского права (фикх) соответственно разрабатывали конкретные нормативные положения веры-акиды и поведения-шариата. В большинстве своём нормы шариата являются общими как для разных течений ислама (сунниты, шиизм, хариджиты), так и для разных догматических школ и правовых толков (мазхабов) внутри каждого из них. Отличия между данными толками считаются второстепенными, и в этом смысле можно говорить о плюрализме мазхабов.
В суннитском исламе наиболее значимыми толками являются ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. В нём сложилось учение о четырёх корнях (усул) юриспруденции, каковыми выступают Коран, Сунна, иджма и кыяс.
Вместе с тем к этим принципам суннитские толки подходят по-разному. Так, ханбалиты признают консенсус мусульманской общины (иджма) лишь в лице сподвижников (сахаба) пророка Мухаммеда; маликиты – сподвижников и их последователей (табиун); ханафиты распространяют его вплоть до классических богословов из числа основателей мазхабов; шафииты первоначально учили о консенсусе всей общины, но позднее приблизились к ханафитской позиции. Что касается кыяса, то этот метод заключения по аналогии широко распространён среди ханафитов, в меньшей степени – среди шафиитов, ещё меньше – среди маликитов и совсем мало – среди ханбалитов. К мнению последних близка установка шиитов-имамитов, которые скептически относятся к нему, а единогласие авторитетных лиц считают имеющим нормативный характер лишь тогда, когда в числе таковых оказывается один из 12 непогрешимых имамов.
Разрабатывались также дополнительные принципы юриспруденции, наиболее важными из которых являются истихсан – предпочтение юристом решению, базирующемуся на кыясе, решения, менее обоснованного текстом, но более разумного с точки зрения юриста; истислах – общественный интерес – введение решения на основе личного суждения о полезности его для всего общества. Первый принцип характерен для ханафитского мазхаба, второй был учреждён маликитами, но позднее его восприняли некоторые шафииты и ханбалиты. Радикальную версию последнего принципа, впоследствии особенно популярную в реформаторско-модернизаторских кругах Нового и Новейшего времени, выдвинули некоторые средневековые юристы (в частности, ат-Туфи, ум. 1316), согласно которым интересы общего блага служат достаточным основанием для отказа от противоречащих ему норм, формально вытекающих из сакральных текстов.
Шариату, как и мусульманскому праву, свойственно сочетание этического и юридического, что нашло отражение в пятичленной классификации человеческих деяний: 1) обязательное (фард, ваджиб) – совершение его вознаграждается, а несовершение наказывается (например, ежедневная пятикратная молитва, пост в месяце рамадан, почитание родителей, исполнение взятых обязательств); 2) желательное, рекомендуемое (мандуб, мустахабб) – совершение его вознаграждается, несовершение не наказывается (например, дополнительные молитвы сверх предписанных, чтение Корана, гостеприимство, прощение обидчиков); 3) дозволенное (мубах, джаиз) – совершение или несовершение его ни вознаграждается, ни наказывается (например, еда и питьё, сон); 4) нежелательное (макрух) – совершение его не наказывается, а несовершение вознаграждается (например, курение, развод); 5) запретное (махзур, харам) – совершение его наказывается, а несовершение вознаграждается (например, кража, прелюбодеяние, ложь, ростовщичество).
Хотя такая квалификация и выглядит всеохватывающей, но на самом деле большинство действий относят к категории «дозволенного», т. е. юридически нейтрального. «Рекомендуемые» и «нежелательные» действия являются предметом личных отношений верующего с Богом и не входят в компетенцию шариатских судов.
Шариат как правовая система охватывает и культовые вопросы (ибадат), и социальные, или межличностные (муамалят). С большой степенью детализации разрабатывалось гражданское (семейное, наследственное), уголовное и торговое право, с меньшей – государственное и международное.
К обрядам чистоты относится обрезание (хитан), которое повсеместно соблюдается мусульманами, хотя ханафиты и многие другие правоведы не считают его обязательным, но только рекомендуемым. Правда, в отличие от иудаистской традиции, усматривающей в обрезании знак союза с Богом, в исламе этот обряд имеет скорее гигиенический смысл, нежели сакральный.
В пищу запрещено употреблять свинину, кровь (за исключением селезёнки и печени), мертвечину (за исключением рыбы и саранчи, согласно большинству богословов), мясо хищников, собак, кошек, змей и насекомых; но, в отличие от иудаистского закона, верблюжье мясо считается дозволенным. При убое животных, идущих в трапезу, должны быть перерезаны основные шейные артерии и пищевод, и это должно сопровождаться славословием Бога. Строго запрещены опьяняющие напитки и одурманивающие вещества.
Грехом считаются азартные игры, изображение живых существ (особенно скульптурное). Некоторые богословы осуждают также музыку и танцы.
Мужчинам (в отличие от женщин) не дозволяются одежда и украшения из шёлка, парчи или золота. По шариату, под одеждой должна быть скрыта аура (также аурат, аврат) – заповедная для чужих глаз часть тела. У мужчин аура простирается от пупка до колен, у женщин она охватывает всё тело, исключая лицо, ладони и стопы. Первоначально любая такая женская одежда именовалась хиджаб, но впоследствии этот термин закрепился за головным платком, скрывающим волосы женщины.
В области брачно-семейных отношений шариат запрещает брак с прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линиям любой степени, а по боковым – до 3-й степени (запрет не распространяется на брак между двоюродными родственниками). Молочное родство приравнивается к кровному. Согласно ханафитскому мазхабу, мусульманину дозволяется взять в жёны христианку или иудейку, мусульманка же по всем мазхабам не может выходить за иноверца. Дозволена полигамия (до четырёх жен одновременно), но не полиандрия.
Шариат дозволяет передать по завещанию лишь до 1/3 имущества, притом только в пользу лиц, которые не входят в круг членов семьи, наследующих по предписанию Корана. От наследства сыновья получают вдвое бо́льшие доли, нежели дочери.
Что касается земных наказаний, назначаемых шариатским судом за правонарушения, то они делятся на 3 категории: худуд (ед. ч. хадд) – твёрдо установленные Кораном и Сунной в области преступлений против Бога, а посему не подлежащие прощению или модификации; кысас – в отношении кровной мести и иных уголовных правонарушений по принципу талиона или виры; тазир – дискреционные, по усмотрению судьи. К первой категории относятся кара за прелюбодеяние (100 плетей для холостых, побивание камнями до смерти для состоящих в браке), ложное обвинение в прелюбодеянии (80 плетей), воровство (отсечение кисти руки), употребление спиртных напитков (40 или 80 плетей) и вероотступничество (смерть).
Кысас налагается в случае убийства, ранения, членовредительства и т. п. При умышленном убийстве или преднамеренном членовредительстве семья жертвы или сама жертва вправе затребовать аналогичное наказание (собственно кысас), но могут заменить его вирой (дият). В прочих случаях предусматривается лишь денежная компенсация.
В третью категорию входят меры за преступления, для которых в Коране и Сунне не зафиксированы хадд или кысас. Эти меры могут варьировать от смерти (например, за шпионаж или ересь) до посечения плетью, тюремного заключения, денежного штрафа или просто общественного увещевания.
Ныне в мусульманском мире, за исключением небольшого числа стран (в частности, Саудовской Аравии и Ирана), традиционные установления шариата в области уголовного права уступили место нормам, ориентированным на европейские системы.