Конфуций
Конфу́ций [Confucius; латинизированная (итальянским миссионером-иезуитом М. Риччи) форма кит. Кун-фу-цзы, 孔夫子, пиньинь kǒngfūzǐ, дословно – Учитель Кун; Кун-цзы, 孔子, пиньинь kǒngzǐ; Кун Цю, 孔丘, пиньинь kǒng qiū; Кун Чжун-ни, 孔仲尼, пиньинь kǒng zhòngní] (552/551 до н. э., Цзоу в царстве Лу, ныне г. Цюйфу провинции Шаньдун – 479 до н. э., там же), первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Его каноническая биография изложена Сыма Цянем в «Ши цзи» (гл. 47). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, восходившей к свергнутой в 12/11 в. до н. э. династии Инь (Шан). Уже в молодости Конфуций стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества учёных-интеллектуалов (имел более 3 тыс. учеников). Его педагогическая доктрина, составившая основу образовательной и экзаменационной систем всего имперского периода, строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей («обучение вне зависимости от рода» обучаемого) с минимальной (символической) платой («связка сушёного мяса») и предполагала единство заучивания и размышления, теории и практики. Сам он в 15 лет «обрёл волю» к классическому образованию, основанному на «шести искусствах» (лю и): этико-ритуальной «благопристойности» (ли); «музыке» (юэ), включающей танцы и поэзию; стрельбе из лука (шэ); управлении колесницей (юй); грамотности (шу), включающей каллиграфию; математике (шу), связанной с нумерологией (сян шу чжи сюэ). В 30 лет начал преподавать, а в 68 полностью посвятил себя педагогике в кругу ближайших учеников (числом от 70 до 100). Теоретической и текстологической базой образования Конфуций сделал «шесть канонов» (лю цзин), которые также назывались «шестью искусствами». В 50 лет, «познав небесное предопределение (тянь мин)», он попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 г. до н. э. достиг поста первого советника в царстве Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и 13 лет путешествовал с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно пытаясь донести до их правителей свои идеи.
Последние годы жизни провёл в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли прежде всего каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Творцами культуры Конфуций считал «святомудрых» (шэн) правителей полумифической «древности» (гу), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали – разные проявления единого Пути (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществлённости дао в Поднебесной этот Путь поддерживается учёными-интеллектуалами (в идеале – чиновниками), чьё наименование – жу – стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н. э. подобный подход к культуре был высоко оценён государственной властью: конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций приравнен к «святомудрым» (су ван – «некоронованный царь» / «подлинный властелин»).
Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5–4 вв. до н. э. и обретшем современную форму на рубеже н. э. сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен «Лунь юй» («Теоретические речи» / «Обсуждённые высказывания» / «Суждения и беседы» / «Аналекты»), содержащем высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников [авторы русских переводов: В. П. Васильев (1876), П. С. Попов (1910), В. А. Кривцов (1972), И. И. Семененко (1987), Л. И. Головачёва (1992), А. Е. Лукьянов (1994), Л. С. Переломов (1998), А. С. Мартынов (2001)]. Ему также приписывается авторство философских комментариев, входящих в «И цзин», и первой летописи «Чунь цю» («Вёсны и осени»).
Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой «безмолвное» Небо (тянь). Ниспосылаемое им «предопределение» (мин) может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать свободным («безорудийным» – бу ци) «благородным мужем» (цзюнь цзы), сочетающим в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Его антагонист – «маленький (ничтожный) человек» (сяо жэнь), руководствующийся «пользой/выгодой» (ли), а не «должной справедливостью» (и), низкопоставленный, привязанный к конкретному делу («орудийный») и подчиняющийся «благодати/добродетели» (дэ) «благородного мужа», как трава – ветру. В центре учения Конфуция – человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к котоpoй сводятся проблемы экзистенциальные («ещё не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), религиозные («ещё не умея служить людям, как суметь служить навям?»), гносеологические (знание – это «знание людей»). Для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)», результатом чего становится торжество «гуманности» (жэнь) в Поднебесной. Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун юн – «золотая середина») и «взаимности» (шу – «золотое правило морали»), что определило концепцию «правильного [употребления] имён» (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности «слова и дела» (мин – ши, ср. учение мин цзя). В целом социально-политическая доктрина Конфуцианства зиждется на приоритете моральных ценностей и норм – этико-ритуальной «благопристойности» (ли) и церемониальной музыки (юэ) – перед любыми иными видами регуляции общественной жизни: административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным, которые выдвигались на первый план альтернативными философскими школами – легизмом (фа цзя), моизмом (мо цзя), даосизмом.
Победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряжённый с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» и «таинственного святомудрого» (сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911 г. негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма, приведший к отмене в 1928 г. официальных жертвоприношений ему и обязательного изучения «Лунь юя», достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1970-х гг. Однако в 1980-х гг. эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 г. в КНР был создан научно-исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо), а затем в Цюйфу – Академия Конфуция (Кун-цзы яньцзююань). С 1986 г. Китайским фондом Конфуция, учреждённым в 1984 г., издаётся ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).