Политическая система
Полити́ческая систе́ма, взаимодействие политических институтов, в том числе органов государственной власти, с обществом и его отдельными элементами. Политическая система является составной частью бо́льшей системы наравне с экономической, духовной и социальной сферами (подсистемами) социальной системы (общества). Политическую систему не следует отождествлять с действующим правительством, т. к. оно может меняться, а политическая система является более устойчивым образованием: её изменение возможно только «вследствие либо военного вмешательства извне, либо революционного переворота изнутри» (Heywood. 2013. P. 266). Политический процесс обеспечивает взаимосвязь, коммуникацию и взаимозависимость различных элементов политической системы между собой, формируя целостный каркас системы.
Политическая система состоит из самостоятельных, но взаимосвязанных между собой подсистем (элементов). Основополагающей подсистемой является институциональная, элементами которой являются политические институты (государство, СМИ, церковь, партия, выборы и т. п.). Нормативная подсистема включает формальные и неформальные правила (правовые нормы, политические принципы, представления, традиции, обычаи и т. п.). Коммуникативная подсистема осуществляет коммуникацию между политическими институтами и подсистемами политической системы, на основе которой происходит их взаимодействие для выработки, например, политического решения. Культурно-идеологическая подсистема, основываясь на идеологических предпочтениях общества, отдельных идеях и представлениях граждан, господствующей политической культуре, пытается сохранить существующую политическую модель общества.
Одним из первых исследователей, которые начали рассматривать политическую сферу общества в качестве полноценной системы, был социолог Т. Парсонс, предложивший структурно-функционалисткую методологию изучения общества. По мнению Парсонса, структурным компонентом политической системы являются коллективы, аспектом процесса развития – дифференциация, а основной функцией – целедостижение (Парсонс. 1998. С. 24). В его теории политика (политическая сфера) понималась максимально широко – от функционирования правительства до деятельности церквей, университетов и частных фирм. При этом Парсонс отмечал, что в современных политических системах «государство всё более дифференцируется от социетального сообщества как специализированный орган общества, составляющий ядро его политической подсистемы» (Парсонс. 1998. С. 30). Такое государство осуществляет две основные функции: поддержание целостности социетального общества и координацию коллективных действий в чрезвычайных ситуациях.
Политолог Д. Истон, в отличие от Парсонса, который изучал общество в целом и политическую систему в частности, фокусировался на собственно политической системе. Истон предложил концепцию «чёрного ящика», под которым понимал политическую систему. Двумя важными понятиями являются «вход» (input) и «выход» (output), с помощью которых Истон объяснял взаимодействие общества с политической системой. Общество даёт импульс, он становится «входом» в политическую систему, которая внутри себя его обрабатывает, анализирует и приходит к решению – это политическое решение, представленное обществу, становится «выходом». «Входом» может быть любое требование или поддержка граждан, образующих окружающую среду политической системы.
Истон определил политическую систему «как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом привносятся в общество, это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем» (Истон. 2000. С. 323). Окружающую среду (то, что находится вне политической системы) Истон разделил на интрасоциетальную и экстрасоциетальную части: в первую он включил экономику, культуру, социальную структуру и межличностные отношения, во вторую – «все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу» (Истон. 2000. С. 323). «Выход» в форме политических решений попадает в окружающую среду, оказывая влияние на экстрасоциетальную часть, что в свою очередь вновь воздействует на сам «чёрный ящик», трансформируясь в новый «вход» – требования и поддержку.
Вклад в изучение политической системы также внёс политолог Г. Алмонд, который заинтересовался тем, как именно политическая система взаимодействует с окружающей средой. Алмонд предлагал понимать политическую систему как «шаблонное взаимодействие ролей, влияющих на принятие решений, подкреплённое угрозой физического принуждения» (Almond. 1956. P. 395). Он вводит понятие роли, используя его в качестве синонима политического института, коллектива, группы и т. д., чтобы изучать политическую систему через призму политической культуры, теорию которой он формулирует совместно с С. Вербой. Он выделяет три основных элемента, которые напрямую влияют на формирование и функционирование политической системы: роли, ролевые обязанности и конкретные политические решения. Подход Алмонда сфокусирован на конкретных акторах – лидерах государства, партии, движения, бюрократии и т. д.
Функции политической системы заключаются в основном в её самосохранении и стабилизации.