Фашизм
Фаши́зм (от итал. fasciо – пучок, союз; fasсio di combattimento – союз борьбы, см. Фаши), 1) праворадикальное политическое движение тоталитарного типа в Италии в 1919–1945 гг. Возникло в условиях массового недовольства широких слоёв населения ухудшением материального положения, растущим разрывом в уровнях доходов различных групп общества, осознания бесчеловечности и бессмысленности длившейся 4 года кровавой общеевропейской войны, унёсшей миллионы человеческих жизней. Глубокое разочарование итогами войны и послевоенной социальной реальностью толкало бывших фронтовиков к насильственным действиям. В Италии глашатаем их интересов стал бывший лидер левого крыла Итальянской социалистической партии Б. Муссолини, за которым уже тогда закрепился титул дуче (вождь). В простой и доступной форме он сумел выразить чаяния фронтовиков и начал с марта 1919 г. (сначала в Милане) объединять их в фаши, члены которых стали называть себя фашистами, а движение – фашизмом.
Программа итальянских фашистов была обращена ко всем социальным группам: крестьянам обещана земля, рабочим – участие в техническом руководстве предприятиями, мелкой буржуазии – дешёвый кредит, женщинам – право голоса на выборах, трудящимся итальянцам – конфискация 85% военных прибылей крупных корпораций и прогрессивный налог на капитал. Эти лозунги сопровождались обещанием покончить с хаосом и немощью либеральных правительств и парламента, установить сильную власть и вернуть Италии былое величие. Муссолини утверждал, что старый либеральный строй не обеспечивает порядок и социальную справедливость и должен быть заменён новым, который уже готов дать итальянцам фашизм.
Фашистское движение распространилось по всей Италии. В него потянулись представители мелкой буржуазии города и деревни, деклассированные элементы, часть рабочих, чиновничества и интеллигенции. Сложилась пёстрая массовая база фашизма, основу которой составляли средние слои населения, объединённые националистической идеологией и лозунгом установления сильной власти. Фашисты поддерживались крупными финансовыми структурами и промышленными группами, не опасавшимися антикапиталистической демагогии фашистов, увидевшими в фашизме действенную силу, способную противостоять революционному движению. В борьбе за власть Б. Муссолини делал ставку как на насилие, так и на использование демократических механизмов. Сначала фашисты сформировали боевые отряды (сквадры), которые при попустительстве власти развернули в стране массовый террор против рабочих и демократических организаций и их лидеров. В 1921 г. фашисты сумели прорваться в парламент и создали свою партию. В октябре 1922 г. вооружённые фашисты четырьмя колоннами двинулись в «поход на Рим». Однако до прямых столкновений с войсками дело не дошло, поскольку король Виктор Эммануил III отказался подписать декрет об осадном положении и назначил Муссолини премьер-министром. В этом решении проявился консенсус, в целом сложившийся в правящей элите Италии в отношении фашизма: его легально допустили к власти как силу, способную преодолеть политический хаос и предотвратить возможность повторения революционного подъёма. Успех «фашистской революции» был обусловлен слабостью либерального государства и враждой рабочих партий – социалистов и коммунистов.
После прихода Б. Муссолини к власти в Италии началась трансформация фашизма в одну из форм тоталитарного режима. Под руководством дуче были созданы Большой фашистский совет (БФС), ставший фактическим средоточием законодательной власти, и Добровольная милиция национальной безопасности, сформированная на основе фашистских сквадр. Трансформация государства ускорилась после преодоления фашизмом острого политического кризиса («кризис Маттеотти») и принятия в 1926 г. «чрезвычайных законов». В Италии были упразднены демократические права граждан, разогнаны нефашистские организации и партии, запрещены стачки, ликвидирована свобода печати, установлен жёсткий полицейский контроль над гражданским обществом, создана государственная система подавления оппозиционных настроений и деятельности. Были учреждены Особый трибунал для суда над антифашистами и тайная политическая полиция. Основным направлением реформы государственного устройства стала фашизация институтов власти. Госаппарат в обязательном порядке формировался из членов фашистской партии, правительство во главе с Муссолини отчитывалось перед королём, а не перед парламентом, который также был реформирован: список кандидатов в депутаты утверждался БФС, право их выдвижения получили лишь фашистские организации. В 1939 г. выборность парламента была ликвидирована. Взамен создана т. н. палата фаши и корпораций, состоявшая из назначаемых членов Национального совета фашистской партии и Национального совета корпораций. Государство, по замыслу фашистов, должно было стать корпоративным, т. е. таким, в котором классовое противостояние сменяется гармонией интересов всех производителей, объединённых по отраслям производства в корпорации, члены которых (от рабочих до собственников) трудятся во имя «общих национальных интересов». Корпоративизм явился способом энергичного вмешательства государства в рыночную экономику и социальные отношения и позволил установить над ними контроль без покушения на принципы частной собственности. Создание государственного института промышленной реконструкции, организация общественных работ, активная тарифная политика, финансовая помощь национальным монополиям, образование смешанных частно-государственных предприятий и другие меры были нацелены на преодоление последствий мирового экономического кризиса, больно ударившего и по Италии. На основе этих мер сложилась тоталитарная модель регулирования экономики и социальных отношений.
В одобренной БФС «Хартии труда» (1927) содержалось определение нации как «морального, политического и экономического единства» итальянцев, реализованного в фашистском государстве, якобы выражавшем совокупную волю нации и каждого индивида. В Италии именно государство стало главным инструментом в руках фашистов в достижении основной цели – тотальной фашизации общества и индивида. Курс на полное подчинение общества выражался ёмкой формулой: «Всё – в государстве, ничего – вне государства, ничего – против государства». Вопреки устоявшемуся в Новое время либеральному идеалу свободы и равенства «доктрина фашизма» утверждала некую «свободу» через её отрицание, ибо её гарантом выступало само тоталитарное государство. Его характерными чертами стали: унитарная идеология – фашистская, корпоративная; культ дуче – харизматичного вождя, обожествление которого достигает пика в середине 1930-х гг.; система массовых организаций, целью которых было обеспечение устойчивого фундамента и исторической преемственности режима (фашистская партия, профсоюзы, идеологизированные женские, детские, молодёжные организации, структуры монополизации досуга); милитаризация экономики и гражданской жизни.
В отличие от авторитарных режимов, фашизм стремился к формированию массовой базы, состоящей из убеждённых адептов власти («новый человек эпохи Муссолини»). На это была нацелена многопрофильная система фашистского воспитания в стране, включавшая присягу на верность преподавателей высшей школы и обязательное членство в партии школьных учителей, насаждение «фашистской культуры» и новых правил поведения («фашистские субботы», «фашистские свадьбы», разные «битвы», фашистский стиль, атрибутика Древнего Рима), массовая военно-спортивная подготовка и милитаризация быта. Под нажимом нацистской Германии в Италии были приняты расовые законы (1938), ущемлявшие права еврейского населения страны. Фашистская пропаганда и репрессии не сломили, однако, демократические силы Италии, подтачивавшие режим изнутри. Осенью 1943 г. в стране возникли комитеты национального освобождения, в которые, наряду с коммунистами и социалистами, вошли представители демохристиан, организации «Справедливость и свобода» и других оппозиционных политических групп. Итальянское движение Сопротивления и созданная им партизанская армия в значительной степени способствовали поражению фашизма, вступившего в тесный союз с германским нацизмом и отважившегося на внешнеполитические авантюры. После окончания Второй мировой войны в Италии была принята демократическая Конституция (1947), запретившая восстановление в стране «в какой бы то ни было форме фашистской партии».
2) Общественно-политическое движение и идеология крайне правого толка, а также соответствующая им форма государственного правления. Фашизм как идеология основан на воинствующем национализме, социальном дарвинизме, корпоративизме, расизме, милитаризме, решительном неприятии либерализма, социал-демократии и коммунизма. Фашизм как форма государственного правления предстаёт в виде тоталитарной системы, использующей для поддержания своего господства методы насилия и принудительный консенсус, опирающейся на силовые структуры и многопрофильные массовые организации, активно насаждающей ненависть к внутренним и внешним врагам и культ вождя, претендующей на формирование нового типа отношений в обществе и воспитание «нового человека», жёстко регулирующей экономику и социальные отношения, стремящейся к территориальной экспансии и мировому господству. На этапе зарождения фашизм опирается преимущественно на средние слои населения, а также часть рабочего класса и крестьянства, черпает резервы в маргинальной среде, получает поддержку части консервативной элиты и некоторых финансово-промышленных кругов.
Существует множество определений фашизма и подходов к его изучению. Среди наиболее распространённых определений следует отметить «нравственную болезнь» общества (Б. Кроче), «правоконсервативный революционаризм» (А. А. Галкин), «палингенетическую форму популистского ультранационализма» (Р. Гриффин), «террористическую диктатуру» реакционных кругов финансового капитала (Г. Димитров), «форму тоталитаризма» (Х. Арендт, З. Бжезинский) и др.
Идейная питательная среда фашизма сформировалась на рубеже 19–20 вв., в период утверждения в Европе и Северной Америке индустриального общества, сопровождавшегося разрывом традиционных связей, усложнением социальной структуры, возникновением и распространением идеологий, требующих радикальных социальных и политических изменений. От синдикалистов (Ж. Сорель) фашисты унаследовали идею прямого революционного действия и легитимности политического насилия; у радикальных националистов (Э. Коррадини) заимствовали учение о «пролетарской нации» и необходимости борьбы с плутократическими режимами; социал-дарвинизм дал представление о борьбе индивидов за выживание, подкреплявшееся концепцией «сверхчеловека» (Ф. Ницше); «теория элит» (Г. Моска, В. Парето) предоставляла аргументы для обоснования власти избранного меньшинства. Востребованными оказались также геополитические теории о «жизненном пространстве» (Ф. Ратцель). На формирование фашизма оказали влияние также мифологемы эпохи романтизма о «духе нации», рассуждения о расовом превосходстве людей «нордического» типа (Х. С. Чемберлен) и даже оккультные представления.
Так образовалась идейная смесь, которая оказалась востребованной после Первой мировой войны 1914–1918 гг., когда ряд европейских стран переживал острый социально-экономический, политический и моральный кризис. Европу охватил революционный подъём, с наибольшей силой проявивший себя в России. В Западной Европе на фоне кризиса быстро нарастали радикализация сознания и протестная активность масс, их готовность к антисистемным действиям. Наиболее успешно этими настроениями пользовались движения и партии, апеллировавшие к националистическим и классовым лозунгам и предлагавшие простые, наиболее радикальные способы решения проблем. Особенно тяжёлое положение складывалось там, где социальная неустроенность широких слоёв населения сочеталась с переживаниями и разочарованиями, вызванными поражением в войне (Германия), либо неудовлетворённостью её результатами (Италия). Радикализацию массового сознания в Западной Европе стимулировала и Октябрьская революция 1917 г. в России, нашедшая как горячих её приверженцев, так и решительных противников.
Взрывоопасная масса недовольных пополнилась бывшими военными – людьми, привыкшими к применению вооружённого насилия и беспрекословному выполнению приказов. Адаптация фронтовиков к мирной жизни носила конфликтный характер и усугублялась осознанием бессмысленности принесённых жертв. Вместо ожидаемого «социального рая» наступил период мощных гражданских конфликтов («Красное двухлетие» в Италии, Ноябрьская революция 1918 г. в Германии, революционные бои в Венгрии, Словакии и др.).
На правом политическом фланге появились радикальные группы, выдвинувшие националистические идеи и лозунги. Весной 1919 г. консолидировалось фашистское движение в Италии. Схожие экстремистские группы возникли и в Германии. В начале 1919 г. они объединились в организацию, которая в 1920 г. стала называться Национал-социалистической немецкой рабочей партией (НСДАП).
Приход фашистов к власти в Италии (1922) и нацистов в Германии (1933) активизировал движения подобного толка в других странах. К середине 1930-х гг. в более чем 20 государствах Европы и Америки существовало до 40 фашистских партий и групп. В Дании, Греции, Нидерландах («Национал-социалистическое движение»), Финляндии («Патриотическое народное движение»), Венгрии (партия «Скрещённые стрелы») и ряде других стран фашисты были представлены в парламентах и местных органах власти. В Норвегии по образу НСДАП была создана партия «Национальное объединение» во главе с В. Квислингом, в Великобритании – Британский союз фашистов во главе с аристократом О. Мосли. В Австрии проитальянский хеймвер (отряды самообороны) соперничал с прогерманской нацистской партией. В Испании и Португалии сложилась т. н. иберийская модель, испытавшая значительное влияние фашистской диктатуры в Италии и нацистского режима в Германии, важная роль в которой принадлежала католическому духовенству и крупным землевладельцам. Профашистские организации и лиги возникли во Франции («Боевые кресты», «Французское действие», «Патриотическая молодёжь», «Французская солидарность»), США («Рубашки хаки», «Серебряные рубашки»), Бразилии и других странах.
Военная агрессия была органически присуща самой природе фашистских государств, открыто провозгласивших своими целями «превращение Средиземного моря в итальянское озеро» и завоевание «жизненного пространства для немцев». Италия приступила к территориальным захватам в 1935 г., вторгшись в Эфиопию. Германия в нарушение Версальского мирного договора 1919 г. перевооружилась и де-факто аннексировала в 1938–1939 гг. Австрию и Чехию. В 1939 г. Германия и Италия подписали «Стальной пакт», взяв обязательство безоговорочно выступить на стороне друг друга в любом вооружённом конфликте. Развязанная ими война стала самым кровопролитным и жестоким конфликтом в истории. В итоге фашистские режимы потерпели поражение и рухнули, приведя свои страны к национальной катастрофе.
Разгром мирового фашизма, однако, не означал его полного и безусловного искоренения. После 2-й мировой войны стали возникать радикальные ультраправые, националистические партии и группировки, оказавшиеся идеологическими и политическими наследниками фашизма. Они различаются по своему составу, программным установкам, целям и методам их достижения. Многим из них присущи родовые черты фашизма: воинственный антикоммунизм, стремление к сильной исполнительной власти, популистская социальная демагогия, крайний национализм и шовинизм, в ряде случаев антисемитизм и расизм, и др. Радикальные неофашисты привержены насильственным действиям, вплоть до террористических акций, используют схожие с фашистскими атрибуты и ритуалы, идеализируют фашистское прошлое (несмотря на то, что апология фашизма, как и воссоздание фашистской партии, запрещены законом). Они жёстко критикуют правительства вне зависимости от проводимого ими курса (неолиберального, социал-реформистского), считают демократические режимы плутократическими, своего рода масонской диктатурой, манипулирующей массами. Наиболее радикальные из них создают тайные вооружённые формирования и склады с оружием. Некоторые неофашистские организации взаимодействуют с экстремистскими группами внутри правых партий, иные тесно связаны с криминальным миром.
Во 2-й половине 20 в. неофашистские организации возникли в Италии и ФРГ, а также в Великобритании, во Франции, в Бельгии, Швеции, Венгрии, более мелкие группы – в Норвегии, Дании, Исландии, Австрии, США, Ирландии, Швейцарии, в ряде стран Латинской Америки. Часть из них вошла в т. н. Мальмский интернационал – объединение неофашистских, неонацистских, националистических, расистских организаций Европы.
Легальные неофашистские группы и партии активно приспосабливались к условиям существования в рамках демократического общества. Они отказывались от наиболее одиозных постулатов фашизма и оправдания его преступных действий, позиционировали себя как системные правые организации. Социально-психологические корни неофашизма сохраняются в определённых слоях населения ряда стран и могут дать всходы в условиях резкого обострения социально-экономических и политических кризисов.