Массовая коммуникация
Ма́ссовая коммуника́ция, распространение информации специально предназначенными для этого социальными институтами (издательствами, агентствами, редакциями, студиями) среди массовой аудитории – анонимной, разнородной и рассредоточенной в пространстве.
Развитие технических средств тиражирования и передачи сообщений, а также почти всеобщая грамотность сделали возможным появление в начале 20 в. СМИ, то есть средств массовой информации, – издаваемой огромными тиражами прессы, кинематографа, общенационального радиовещания, затем телевидения, а также медиаресурсов интернета. В 1-й половине 20 в. основными средствами массовой коммуникации были радиовещание и газеты. Для широких масс населения они являлись источниками информации о событиях в мире, способствовали интеграции наций (давая ощущение сопричастности, формируя гражданскую идентичность и единую идеологию), развлекали и заполняли досуг, играли важную роль в процессах социализации и в образовании. К началу Второй мировой войны массовая коммуникация стала важнейшим инструментом мобилизации общества, пропаганды и манипулирования общественным мнением. Централизованное, институционально организованное производство информации сделало массовую коммуникацию одним из наиболее эффективных и востребованных средств контроля над массовым сознанием и поведением масс. Во 2-й половине 20 в. обеспечивающая массовую коммуникацию система СМИ стала одним из основных экономических институтов общества, формируя массовую культуру, а также предоставляя огромные возможности для коммерческой рекламы и политического «пиара» (PR, от англ. public relations – отношения с общественностью) и других форм социального влияния. Регулирующее влияние на содержание и формы массовой коммуникации оказывают государство, различные политические группы, рыночные механизмы, институты гражданского общества. Распространение в 1990-х гг. интернета существенно изменило характер массовой коммуникации, сделав медиаресурсы интерактивными, создав возможности для каждого индивида доносить информацию до широкой общественности, равно как комментировать полученные сообщения, осуществляя обратную связь.
Истоки изучения предмета восходят к работам Г. Тарда, Ч. Х. Кули и У. Липпмана. В прошлом столетии массовая коммуникация стала объектом исследований в области психологии и социологии. Значительный вклад в понимание массовой коммуникации внесли работы М. Маклюэна и Г. Лассуэлла, предложившего классическую схему анализа процесса массовой коммуникации из пяти основных элементов: кто сообщает, что, по какому каналу, кому и с каким эффектом. Важную роль в её изучении играют методы контент-анализа.