Уайт Лесли
Уа́йт Ле́сли [Лесли Алвин (Элвин) Уайт; Leslie Alvin White] (19.1.1900, Салайда, штат Колорадо – 31.3.1975, Лон-Пайн, штат Калифорния), американский антрополог. Доктор философии (1927). Участник Первой мировой войны (служил в ВМС США). Окончил Колумбийский университет (1924), специализировался по психологии. В 1925–1927 гг. изучал социологию и антропологию в аспирантуре Чикагского университета, проводил полевые исследования среди индейцев меномини, виннебаго и акома-пуэбло. Преподавал антропологию в университетах: штата Нью-Йорк в Буффало (1927–1930), Мичиганском в Анн-Арборе (1930–1970, с 1943 профессор, с 1945 глава Департамента антропологии) и Калифорнийском в Санта-Барбаре (1970–1975). Президент Американской антропологической ассоциации (1964). В 1929 г. посетил СССР и вступил в Социалистическую рабочую партию Америки, сотрудничал с её партийной газетой под псевдонимом Джон Стил.
Уайт – один из основателей неоэволюционизма в культурной антропологии. Резко критиковал креационизм, последовательно отстаивая эволюционистские взгляды на происхождение человека и общества (католической общиной города Анн-Арбор был отлучён от Церкви). Уайт активно противостоял воинствующему антиэволюционизму, утвердившемуся в американской культурной антропологии вместе со школой диффузионистов во главе с Ф. Боасом. В результате переосмысления идей классического эволюционизма (прежде всего теорий Л. Г. Моргана, Г. Спенсера и Э. Б. Тайлора) создал концепцию культурной эволюции и сформулировал основной закон эволюции культуры (т. н. закон Уайта).
Рассматривал культуру как инструмент, с помощью которого человек приспосабливается к природе. Ввёл термин «культурология» и выделил её как самостоятельную науку – сферу знаний, объединяющую философию, историю, социологию, психологию, этнографию, религиоведение и искусствоведение. Главную роль в культуре, по его мнению, играют символы. Культура для Уайта – это интегрированная система, основными подсистемами которой являются технологическая, социальная и идеологическая системы, функционирующие в символическом контексте. Технологическая система первична, она обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Разработал энергетическую концепцию культурной эволюции, согласно которой уровень развития определяется видом и количеством используемой энергии (мускульная сила человека, солнечная, паровая, атомная энергии), а функционирование культурной системы строится на количестве получаемой энергии и эффективности её использования; выделил в культурной эволюции аграрную, топливную и термоядерную «энергетические революции». Проводил строгое различие между необходимостью и случайностью (эволюцией и конкретными историческими событиями), а историю разделял на универсальную и локальную.
Среди его учеников и последователей – Р. Карнейро, М. Салинз, Э. Сервис, Г. Доул, Н. Шаньон.