Хантингтон Сэмюэл
Ха́нтингтон Сэ́мюэл, Сэмюэл Филлипс Хантингтон (Samuel Phillips Huntington) (18.4.1927, Нью-Йорк – 24.12.2008, Мартас-Винъярд, штат Массачусетс), американский политолог и социолог, автор геополитической концепции столкновения цивилизаций.
Образование и академическая деятельность
Родился в семье писательницы Дороти Санборн-Филлипс и издателя Ричарда Томаса Хантингтона. Был внуком сооснователя журнала McClure's Magazine Джона Санборна-Филлипса.
В 1946 г. окончил бакалавриат Йельского университета, в 1948 г. – магистратуру Чикагского университета. В 1951 г. получил степень доктора политических наук в Гарвардском университете, где проработал на разных должностях с 1950 по 1958 гг. и с 1962 г. до выхода на пенсию в 2007 г.: руководил кафедрой государственного управления на факультете искусств и наук (1967–1969; 1970–1971); возглавлял Центр международных отношений (1978–1989) и Институт стратегических исследований Джона М. Олина (1989–1999); был председателем Гарвардской академии международных и региональных исследований (1996–2004). В 1959–1962 гг. заместитель директора Института исследований войны и мира имени Арнольда А. Зальцмана Колумбийского университета. В 1965 г. избран членом Американской академии искусств и наук. В 1970 г. вместе с У. Д. Маншелем основал журнал Foreign Policy. В 1986–1987 гг. президент Американской ассоциации политической науки.
Политическая карьера
В 1950-х гг. работал спичрайтером кандидата в президенты от Демократической партии Э. Стивенсона. В 1960-х гг. консультант Государственного департамента США. В период президентской кампании 1968 г. был советником по внешней политике кандидата Х. Хамфри. В середине 1970-х гг. возглавлял Консультативный комитет Демократической партии по внешней политике. В 1977–1978 гг. по приглашению З. К. Бжезинского работал координатором по планированию безопасности в администрации Дж. Картера.
Вклад в науку
В своих работах С. Хантингтон выдвигает идею о том, что после победы запада в «холодной войне» источником грядущих конфликтов в мире будут не идеологические и экономические противоречия между странами, а социокультурные различия между цивилизациями, обусловленные особенностями исповедуемой религии, разделяемых ценностей и т. д. Причиной этого он считает стремление различных цивилизаций сохранить свою самобытность как перед лицом западного универсализма (трансляции европейских ценностей, институтов и практик), так и от влияния иных социокультурных общностей. Потому цивилизационный конфликт может протекать как между государствами, принадлежащими к различным цивилизациям, так и между различными цивилизационными группами внутри государства.
С. Хантингтон выделяет в мире восемь цивилизаций: западную, латиноамериканскую, японскую, синскую (китайскую), индуистскую, исламскую, африканскую и православную. Структуру этих цивилизаций составляют: стержневые государства, страны-участницы, государства-одиночки, расколотые и разорванные страны. К наиболее могущественным в цивилизационном плане странам он относит стержневые страны (стержень в виде США и франко-германский стержень для Запада). Страна-участница отождествляет себя с какой-либо цивилизацией (например, Египет соотносит себя с исламской цивилизацией, а Италия – с западной). Страна-одиночка, как правило, обладает серьёзной цивилизационной спецификой, в отличие от своего окружения (Эфиопия). Расколотая страна сохраняет большие группы населения, относящие свою идентичность к разным цивилизациям (Индия, Шри-Ланка, Танзания, Филиппины). Разорванная страна, наоборот, имеет у большинства групп населения идентификацию с общей цивилизацией, но её лидеры могут себя соотносить с ценностями иной цивилизации (Россия, Турция, Мексика, Австралия).
Наиболее известные труды – «Political Order in Changing Societies» («Политический порядок в меняющихся обществах», 1968), «The Clash of Civilizations?» («Столкновение цивилизаций?», 1993), «The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order» (1996).