Локк Джон
Локк Джон (John Locke) (29.8.1632, Рингтон – 28.10.1704, Хай-Лейвер), английский философ и политический мыслитель. Воспитывался в пуританской семье юриста. Учился в Вестминстерской школе (1646–1652), в колледже Крайст-черч Оксфордского университета (1652–1656), где затем преподавал греческий язык, риторику и моральную философию. Одновременно занимался естествознанием, помогал Р. Бойлю в его химических экспериментах, проводил метеорологические наблюдения и изучал медицину. В 1668 г. избран членом Лондонского королевского общества. В 1667 г. Локк оставил колледж, став компаньоном и домашним врачом лорда Антони Эшли Купера (будущего первого графа Шефтсбери), одного из лидеров оппозиции режиму Реставрации. Когда Антони Эшли после неудавшегося антиправительственного заговора бежал в Голландию, Локк также был вынужден эмигрировать (1683). В Голландии, где Локк сблизился с кругом принца Вильгельма Оранского, он закончил работу над своим главным философским сочинением «Опыт о человеческом разумении» («An essay concerning human understanding», 1690, русский перевод 1898, 1985), издал анонимно «Послание о веротерпимости» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988), подготовил фундаментальный труд по политической философии «Два трактата о правлении» («Two treatises of government», 1690, русский перевод 1988).
В «Опыте о человеческом разумении», над которым Локк работал около 20 лет, он изложил систему эмпирической философии, одной из главных задач которой было доказать неосновательность допущения в познании каких-либо умозрительных предпосылок и вместе с тем невозможность метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами. В связи с этим Локк противопоставил свою концепцию воззрениям картезианства, кембриджских платоников и университетской схоластической философии. По Локку, не существует никаких врождённых идей и принципов – ни теоретических, ни практических, включая идею Бога. Всё человеческое знание проистекает из чувственного опыта – внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, чувственные образы, возбуждаемые в уме различными качествами вещей – первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством присущей уму способности соединения, сопоставления и абстрагирования из простых идей образуются сложные и общие идеи. Есть идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно, если идеи и их соединения или обозначающие их знаки сообразны обозначаемым ими объектам. Знание бывает интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (существования единичных вещей). В «Опыте…» рассматриваются основания и степени вероятного знания, а также природа и основания веры, или мнения, при этом эпистемология Локка зачастую обретает черты психологии сознания.
«Посланию о веротерпимости» предшествовали оставшиеся в рукописях «Опыт о веротерпимости» и «Защита нонконформизма». В «Послании...» Локк высказал взгляд на свободу совести как на неотъемлемое право каждого человека. Право выбора и исповедания религии соответствует интересам и свободе людей и поэтому должно быть признано государством, юрисдикция которого простирается только на их гражданские права. Свобода совести отвечает и интересам истинной Церкви, которая в своей деятельности не может руководствоваться насилием. Однако веротерпимость не может распространяться на тех, кто вступает в противоречие с законами государства и моральными нормами общества, кто сам нетерпим в вопросах религии или использует её для получения привилегий и кто вообще отрицает существование Бога. «Послание...» содержало требование предоставления религиозным общинам равных прав и отделения церкви от государства.
В «Двух трактатах о правлении» впервые изложена политическая доктрина либерализма. Первый трактат содержит опровержение взглядов роялиста Р. Филмера: его патриархально-абсолютистской концепции происхождения власти от верховной власти Адама, полученной им от Бога; второй – теорию происхождения государственной власти из общественного договора. Люди, вначале жившие в естественном состоянии, по соглашению объединились в некоторое политическое целое – государство – для защиты своих неотчуждаемых естественных прав, данных им законом природы, – прав на жизнь, личную свободу и собственность. В естественном состоянии люди свободны и равны и все природные блага принадлежат им в равной мере. Но то, к чему человек приложил свой труд, выходит из всеобщего достояния и становится его частной собственностью. Высшая законодательная власть в государстве устанавливается народом; она издаёт законы, направленные на сохранение общества в целом, на обеспечение блага его членов и защиту каждого от произвола и насилия со стороны других. Исполнительная власть претворяет законы в жизнь и следит за их исполнением. Федеративная же власть осуществляет внешние сношения, решает вопросы войны и мира, участия в международных коалициях и союзах. Локк определяет взаимоотношения этих ветвей власти в государстве, случаи возможной узурпации власти, превращения её в тиранию, а также условия распада системы правления. Правительство должно подчиняться закону, равно как и граждане, ибо именно закон охраняет их права и свободы. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственную власть, нарушившую общественный договор.
Локк возвратился на родину в 1689 г. после «Славной революции» и активно включился в работу администрации нового английского короля Вильгельма III. Продолжая защищать свои взгляды на религию и Церковь от критиков, Локк опубликовал второе (1690) и третье (1692) послания о веротерпимости (четвёртое осталось незаконченным), в 1695 г. издал трактат «Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» («The reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures»). В христианстве, освобождённом от позднейших наслоений, он видит самое разумное нравственное учение. Делая акцент на единстве Бога, Локк неявно опускал некоторые догматы, прежде всего догмат Троичности. Это неортодоксальное сочинение положило начало двум новым течениям религиозной мысли: латитудинаризму – широкой веротерпимости, которая на некоторое время возобладала в Англиканской церкви, и английскому деизму.
Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» («Some thoughts concerning education», 1693, русский перевод 1759, 1939). В ней содержались рекомендации, как вырастить из ребёнка здорового телом и духом благовоспитанного джентльмена, полезного для своей страны гражданина. Локк отдавал приоритет физическому и нравственному воспитанию перед образованием: ребёнку следует давать лишь те знания, которые будут полезны ему в последующей жизни и деятельности. При этом воспитание и образование должны быть строго индивидуальны и учитывать естественные склонности и способности детей.
Локка занимали также проблемы экономики и финансов. Он опубликовал соображения о пути преодоления инфляции, участвовал в проведении денежной реформы и в учреждении Банка Англии. Последний государственный пост, который он занимал, – уполномоченного по делам торговли и колоний. Болезнь лёгких побудила его оставить Лондон и последние годы жизни провести в сельской местности (в местечке Отс), в усадьбе своих друзей – супругов Машем.
Идеи Локка положили начало идеологии Просвещения, их влияние испытали многие мыслители самой разной философской ориентации. В Великобритании – Э. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Дж. Толанд, А. Коллинз, Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. Беркли и Д. Юм; во Франции – Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Э. Б. де Кондильяк, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций и Д. Дидро; в Северной Америке – С. Джонсон и Дж. Эдвардс. Политическая философия Локка получила развитие у Ш. Л. Монтескьё и была воспринята идеологами Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 гг. – Б. Франклином, С. Адамсом и Т. Джефферсоном.