Папа Римский
Па́па Ри́мский (папа; лат. papa, от греч. πάππας – отец), епископ г. Рим, видимый глава (предстоятель) Римско-католической церкви, верховный правитель (суверен) государства Ватикан.
Титул «папа» в раннехристианскую эпоху применялся по отношению ко всем епископам и выражал особое почтение (по отношению к римскому епископу впервые встречается в начале 3 в. у Тертуллиана). Позднее он закрепился лишь за епископами Рима и Александрии. Современная официальная титулатура папы Римского: епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской области, суверен государства Ватикан, раб рабов Божиих.
Рим с самого зарождения христианской Церкви играл большую роль в её жизни. Никакая другая западная Церковь, кроме римской, не имела апостольского происхождения, в то время как на Востоке было много апостольских кафедр (например, основанных апостолом Павлом в Малой Азии, Греции). Римская церковь активно участвовала в жизни других кафедр посредством адресованных им посланий по различным вопросам (например, по поводу споров о дне празднования Пасхи, середина 2 в., по вопросу перекрещивания еретиков, середина 3 в.) и пользовалась у них авторитетом. В эпоху Вселенских соборов (4–8 вв.) позиции Римской кафедры ещё более укрепились, так как папы выступали противниками еретических учений: арианства (которое приняли многие варварские племена ещё до нашествия на Римскую империю), монофизитства, монофелитства, иконоборчества, не останавливаясь даже перед временными разрывами с восточными церквами. Это стяжало римскому престолу славу оплота православия. После IV Вселенского собора (451) во вселенской Церкви сложилась система 5 патриархатов – крупнейших и наиболее авторитетных кафедр (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), к предстоятелям которых с 6 в. стал регулярно применяться титул патриарха (из официальной титулатуры папы титул патриарха Запада исключён в 2006, однако сохранён в латинской подписи «P. P.» – «Папа и Патриарх»).
Вместе с тем в Римской церкви постепенно развивалось учение о примате папы Римского как верховного главы всей христианской Церкви, носителя высшей юрисдикции и авторитета в вопросах веры и христианской морали. С этим учением связано формирование особой вероучительной системы католицизма. Опирающееся на толкование отдельных мест Священного Писания (Мф. 16:16–19, Лк. 22:32, Ин. 21:15–17, 2 Кор. 11:28 и др.) учение о папском примате основано на представлении о первенстве в Церкви апостола Петра, который в западной традиции считается первым епископом Рима; папы, как преемники апостола Петра по Римской кафедре, наследуют от него это первенство. Римский собор 378 г. определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, Римский собор 382 г. впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока. В 5 в. ярким выразителем учения о папском примате был папа Лев I Великий. Римский собор 494 г. впервые назвал папу Римского «наместником Христа» (vicarius Christi). На Востоке учение о примате папы Римского не принималось в полном объёме, но и не оспаривалось до определённого времени.
Постепенно папы стали претендовать на высший сюзеренитет в Европе на основании поддельного документа в форме императорской конституции – «Константинова дара» (8–9 вв.). Особый импульс политические притязания пап получили после «Пипинова дара» (середина 8 в.), которым франкский майордом Пипин Короткий давал папам власть светских правителей на отвоёванных у лангобардов землях – будущей Папской области.
Ослабление Византии по причине внутренних смут и противоречий, арабских (7–8 вв.) и тюркских (11 в.) завоеваний способствовало активному стремлению пап распространить свою власть на Востоке, что привело к соперничеству с восточными патриархатами (например, борьба папы Николая I и патриарха Константинопольского Фотия из-за церковной юрисдикции над Болгарией и приоритета в миссионерской деятельности среди славян-язычников) и в итоге – к разделению церквей. В период борьбы с императорами Священной Римской империи (11–13 вв.) папы претендовали на высшую светскую власть во всех христианских землях, что было выражено в ходе григорианской реформы и в деятельности папы Григория VII. Крестовые походы, взятие крестоносцами Константинополя (1204), введение инквизиции (два последних события при папе Иннокентии III) ознаменовали пик усиления светской и духовной власти пап. В 13–15 вв., особенно во время противостояния соборному движению, Авиньонского пленения пап, Великой схизмы, усилия пап были направлены на удержание достигнутого влияния.
Важными вехами в истории папства являются Реформация и противопоставленная ей Римско-католической церковью Контрреформация, одним из ключевых событий которой стал Тридентский собор (1545–1563), особо выделивший папские прерогативы, в частности то, что авторитет папы Римского выше авторитета любого собора. Учение о папском примате в качестве догмата католицизма было провозглашено Первым Ватиканским собором (1869–1870) в догматической конституции «Pastor Aeternus». Этой же конституцией провозглашён догмат о безошибочности папы Римского в важнейших официальных суждениях (ex cathedra) по вопросам веры и нравственности (в остальных случаях высказывания пап не носят общеобязательного характера; догмат не подразумевает личную безгрешность папы).
В результате многовековой эволюции католическое учение о папе Римском приняло следующий вид. Иисус Христос поставил апостола Петра князем (лат. princeps) апостолов; Пётр – основание христианской Церкви, видимый её глава и начало единства. Он единственный воспринял власть (potestas) прямо от Христа, а не через посредство Церкви. Он наместник Христа, принявший всю полноту власти, а не одно лишь первенство чести; апостолы приняли власть не без Петра и не против Петра, они были ему подчинены, и даже апостол Павел не был ему равен. Апостол Пётр был первым епископом Рима, поэтому папа Римский – полновластный преемник апостола Петра. Отсюда именование папской кафедры как «апостольского престола», «престола святого Петра» и т. п. Петрово преемство не основано на вселенских соборных постановлениях. Единство Церкви в том, что «стадо Христово» в силу общения с папой Римским имеет единого пастыря и исповедует его веру. Признание такого первенства папы необходимо для спасения; не повинующийся папе – схизматик. Папа имеет непосредственную епископскую юрисдикцию над всей Церковью. Это – верховная власть в вопросах вероучения и морали, дисциплины и управления. Постановления папы не нуждаются в дополнительном согласии Церкви, чтобы быть непреложными, т. к. они выражают самую сущность церковной веры и являются голосом Церкви. Папа Римский имеет верховную законодательную, административную и судебную власть. Будучи верховной судебной инстанцией, папа принимает апелляции от всех верных; его решение не подлежит пересмотру в какой-либо другой инстанции. Сам папа не подлежит ничьему суду, имеет власть над соборами. Он верховный учитель Церкви, сам по себе определяющий общеобязательные вероучительные истины и полномочно интерпретирующий соборные постановления, но может действовать и как частный учитель, например поддерживающий одно из допустимых мнений какой-либо богословской школы (богословские факультеты, монашеские ордена у католиков имеют право на частные доктрины по дискуссионным вопросам).
Трактуемая таким образом власть папы римского оспаривалась православными, протестантами и даже членами самой Римско-католической церкви (соборное движение, галликанство) в различных аспектах (Священное Писание, Священное Предание, каноника, церковная история). Второй Ватиканский собор (1962–1965) Римско-католической церкви, сохранив непререкаемым учение о первенстве папы римского во вселенской Церкви, наряду с этим придал особое значение принципам епископской коллегиальности, в рамках которой римский понтифик осуществляет своё первоверховное служение. Согласно принятой собором догматической конституции «Lumen Gentium», коллегия епископов обладает унаследованной от апостолов полнотой власти в Церкви и безошибочностью в изложении учения о вере и нравах, однако обязательным условием осуществления этих прерогатив является согласие и единство с папой. В начале 21 в. большинство богословов всех христианских конфессий признают католическое учение о папе Римском главным препятствием на пути восстановления единства Римско-католической церкви с другими церквами.
Светская власть папы Римского, ныне действующая в государстве Ватикан (правопреемнике Папской области), важна как гарантия его независимости от любой человеческой власти. В международном праве в силу одновременного владения папой нераздельными функциями власти – как видимого главы Римско-католической церкви и как суверена государства Ватикан – он является суверенной персоной исключительного свойства (persona sui generis). Полный суверенитет папы Римского сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
В избрании нового папы после смерти (или отречения) предыдущего понтифика, согласно правилу, утвердившемуся со времён григорианской реформы 11 в., могут принимать участие только кардиналы, собравшиеся на конклаве. С конца 14 в. папа Римский неизменно избирается из числа кардиналов. Согласно Кодексу канонического права, он может отречься от служения по собственной воле без соизволения с чьей-либо стороны.