Гражданская культура
Гражда́нская культу́ра, разновидность политической культуры в концепции политологов Г. Алмонда и С. Вербы, являющаяся – в рамках этой концепции – предпосылкой возникновения и устойчивости современной формы демократии. Словосочетание «гражданская культура» было введено до Алмонда и Вербы, но широкую известность оно приобрело именно благодаря книге «Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти нациях» (1963) за авторством этих американских исследователей.
Характеристика
У Алмонда и Вербы «гражданская культура» (civic culture) может быть охарактеризована с разных точек зрения: а) функциональной, б) генетической, в) с позиций её соотношения с другими видами политической культуры.
С функциональной точки зрения гражданская культура представляет собой такую систему когнитивных, аффективных и ценностных установок и ориентаций граждан, которая в наибольшей степени способствует поддержанию современной формы демократии посредством нахождения баланса между противоречивыми требованиями к демократическому политическому процессу. Среди таких требований авторы называют: политические расколы (без которых невозможна политическая конкуренция) и консенсус, аффективность и рациональность, возможность политических элит принимать самостоятельные решения и их ответственность перед гражданами и др. С генетической точки зрения гражданская культура есть разновидность политической культуры, которая возникла в Англии после революций 17 в. (и затем распространилась в североамериканские колонии) как особая форма политического равновесия между модернизацией и наследованием традиции: гражданская культура помогала «сглаживать» многочисленные социальные конфликты, сопровождавшие общественную жизнь конца 17 – 19 вв., и способствовала сохранению и развитию основ современной демократии.
Согласно Алмонду и Вербе, гражданская культура есть смешанная культура, состоящая из определённой пропорции «чистых» типов политической культуры – участнической (другие варианты перевода: партисипаторной, активистской), подданнической и приходской (парохиальной, патриархальной), притом это смешение существует в двух плоскостях: среди населения в целом и в каждом отдельном гражданине, который в разные моменты времени может проявлять себя в большей степени как «участник», «подданный» или «прихожанин». Именно этот смешанный характер гражданской культуры обусловливает её сбалансированность между активностью и пассивностью, конфликтом и консенсусом, которую Алмонд и Верба считают важными условиями выживания современной демократии.
Место в политических науках
Концепция Алмонда и Вербы была частью исследовательской повестки послевоенной политической науки, в центре которой, во-первых, было объяснение социальной и политической модернизации в сравнительной перспективе, а во-вторых – выявление условий, при которых модернизация оказывается сопряжённой с установлением демократии по западному образцу. Эта проблематика тесно переплеталась с вопросами об «оптимальной» интенсивности политического участия граждан: с одной стороны, демократия предполагает заметное участие граждан в политической жизни, с другой – в первые послевоенные десятилетия большое внимание было приковано к проблеме совместимости мощной политической мобилизации граждан с тоталитарными режимами и с «преторианским порядком». Акцент Алмонда и Вербы на балансе активности и пассивности граждан не был случайным, близкая проблематика разрабатывалась в те же годы С. Хантингтоном, Д. Лернером, У. Корнхаузером, Л. Паем и другими представителями теории модернизации.
Критика
Концепция гражданской культуры Алмонда и Вербы критиковалась с разного рода позиций. Чаще всего критиковались идеализация англо-американского политического опыта и не всегда оправданная нормативность их теоретических выводов. Ныне одно из заметных направлений критики концепции гражданской культуры – её излишний акцент на позитивной оценке политического процесса и политических агентов в их странах даже гражданами развитых демократий. Ряд исследований показывает, что граждане в современных демократиях зачастую настроены очень критично, слабо доверяют ключевым политическим институтам и часто готовы выбирать неконвенциональные варианты политического участия. Концепция Алмонда и Вербы, делающая акцент на стабильности демократии и «бесперебойной» работе демократических институтов, с трудом может объяснить эти тенденции.