«Техника пропаганды в мировой войне»
«Те́хника пропага́нды в мирово́й войне́» (англ. «Propaganda technique in the World War»), книга американского социолога Г. Лассуэлла (издание 1927), в которой пропаганда рассматривается как неотъемлемая составляющая войны наравне с силовым и экономическим натиском.
Согласно Лассуэллу, военная пропаганда решает несколько задач: возбуждение ненависти к врагу, поддержка доброжелательного отношения к союзникам, сохранение рабочих отношений с нейтральными странами и попытка склонить их к сотрудничеству, деморализация неприятеля.
Лассуэлл подробно описал механизмы пропаганды на материале деятельности правительств воюющих держав в ходе Первой мировой войны. Он проанализировал пропагандистские усилия Великобритании, Германии, Франции и, прежде всего США, и показал, как грамотная информационная политика может сказаться на военном успехе. Лассуэлл изучил множество документов, привёл данные собственных полевых исследований, а главное – взял за основу опыт работы «Комиссии Крила» (с англ. «Creel Committee»), правительственного пропагандистского ведомства, созданного администрацией 28-го президента США В. Вильсона.
С точки зрения Лассуэлла, в ситуации распада традиционных социальных связей (семья, религия, личная лояльность) функцию мобилизации общества выполняет пропаганда, организованное внушение идей с помощью СМИ. Моральное состояние солдат во многом обеспечивается дисциплиной, аскетическим укладом жизни. Учась выполнять одинаковые движения на плацу, военные проникаются доверием друг к другу. Солдаты понимают, что в любой ситуации все будут действовать согласованно. Изматывающий характер службы не оставляет пространства для восприятия сложных идей, которые могли бы помешать боевому настрою. Гражданское население, от настроений которого в демократическом обществе зависят решения власти, не всегда и не сразу готово демонстрировать стойкость в идейных вопросах. Поэтому, согласно Лассуэллу, государству необходимо заниматься пропагандой последовательно и систематически.
В 1-й мировой войне в Германии пропаганда не была институционализирована: государственная координация ограничивалась регулярными межведомственными совещаниями. Великобритания сумела учредить централизованное агентство пропаганды под руководством лорда А. Нортклиффа под конец войны. США озаботились пропагандой сразу, что дало стране серьёзное преимущество. В США все государственные ведомства были обязаны согласовывать свою информационную деятельность с Комитетом общественной информации.
Рассуждая о том, должна ли пропаганда соответствовать истине, Лассуэлл пришёл к выводу, что она должна быть правдоподобной. Пропагандист не должен допускать лжи, которая может быть опровергнута в течение нескольких дней или часов. Если о военном поражении невозможно умолчать, Лассуэлл предлагал компенсировать плохие новости форсированным валом сообщений о небольших или мнимых успехах и/или сфабриковывать «свидетельства очевидцев», которые поставят под сомнение трагичность провала.
Лассуэлл отмечал, что современные народы считают войну однозначным злом, а потому, чтобы заставить их поддержать военные действия, необходимо предпринять беспрецедентные пропагандистские усилия. Любая война должна выглядеть оборонительной, а противник должен быть максимально демонизирован и дегуманизирован. Лассуэлл считал, что образ должен иметь даже «сатанинские» черты (Lasswell. 1927. P. 77–101). Этот подход был сполна реализован англо-американской военной пропагандой в годы 1-й мировой войны. Она представляла немцев агрессивными и жестокими «гуннами», готовыми мучить и убивать детей и женщин (Хомский. 2002). На листовках немцев изображали монголоидами, а иногда обезьяноподобными монстрами, атакующими мирных жителей.
Важной составляющей пропаганды Лассуэлл полагал деморализацию противника. Среди вражеского населения необходимо пропагандировать ровно те идеи, распространение которых следует пресекать на своей территории. Это могут быть любые радикальные или пацифистские взгляды, поощрение национально-освободительных движений.
Согласно Лассуэллу, люди не должны думать, что война решает конкретные задачи элит – перераспределение сфер влияния, переопределение условий международной торговли и т. д. Людям следует внушать, что речь идёт о борьбе с агрессором, который угрожает основам мирного сосуществования народов. При этом пропаганда должна работать в том числе адресно, обращаясь к этническим, конфессиональным, профессиональным группам. Пропагандист должен увязать победу в войне с интересами каждой конкретной страты.
Концепцию Лассуэлла критиковали за упрощённый взгляд на коммуникацию и «элитизм». Один из наиболее известных критиков лассуэлловского антидемократизма в работе с общественным мнением – лингвист и философ Н. Хомский. Он полагал, что Лассуэлл (наряду с другими теоретиками и практиками пропаганды – У. Липпманом и Э. Бернейсом) внёс значительный вклад в укрепление капитализма и отношений господства (Хомский. 2002). Согласно Хомскому, Лассуэлл и его единомышленники доктринально обосновали притязания элит на узурпацию власти, т. к. с их точки зрения народ должен оставаться пассивным наблюдателем, а его согласие с решениями правительства обеспечивается манипулятивной пропагандой.