Инглхарт Рональд
И́нглхарт Ро́нальд (Ronald Inglehart) (5.9.1934, Милуоки, штат Висконсин – 8.5.2021, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский учёный в области политической науки, социолог, организатор науки. Основатель и первый президент Всемирного опроса ценностей, одного из самых масштабных исследовательских проектов в социальных науках 20–21 вв.
Развивал эволюционную теорию модернизации, доказывал, что в современных обществах под воздействием социально-экономического развития происходит масштабный ценностный сдвиг – от материальных ценностей (ценностей выживания) к постматериальным ценностям (ценностям самовыражения). Автор книг «Тихая революция: меняющиеся ценности и политические стили населения западных стран» («The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics», 1977), «Нарастающий прилив: гендерное равенство и культурные изменения во всём мире» («Rising Tide: Gender Equality and Cultural Change around the World», 2003, в соавторстве с П. Норрис), «Сакральное и светское: религия и политика по всему миру» (Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide», 2004, в соавторстве с П. Норрис), «Культурная эволюция: мотивации людей меняются и переформатируют мир» («Cultural Evolution: People's Motivations are Changing, and Reshaping the World», 2018), «Внезапный упадок религии: что его вызывает и что нас ждёт дальше» («Religion's Sudden Decline: What's Causing it, and What Comes Next?» 2021).
Инглхарт родился в 1934 г. в г. Милуоки, штат Висконсин, вырос в г. Гленко, штат Иллинойс. Окончил в 1956 г. бакалавриат Северо-Западного университета, в 1962 г. получил степень магистра в области политических наук в Чикагском университете, в 1967 г. – степень доктора наук (PhD) в том же университете. 1963–1964 гг. по программе Фулбрайта провёл в Лейденском университете (Нидерланды). С 1966 г. преподавал политическую науку в Университете Мичигана, с 1978 г. профессор в этом же университете. Там же был профессором-исследователем в Институте социальных исследований. В 2010 г. стал сооснователем и руководителем Лаборатории сравнительных социальных исследований в Высшей школе экономики (Москва, Россия) – с сентября 2020 г. лаборатория носит его имя.
В 2011 г. получил премию Юхана Шютте в политических науках, одну из самых престижных наград в данной дисциплине. В 2014 г. – премию Фонда Маттея Догана от Международной ассоциации политической науки и премию имени Хелен Динерман от Мировой ассоциации исследований общественного мнения. Был членом Американской академии политических и социальных наук, Американской академии искусств и наук. В 2019 г. был признан самым цитируемым политическим учёным США. Почётный доктор Уппсальского университета (2006), Свободного университета в Брюсселе (2010), Университета Лойфана в Люнебурге (2012). Был приглашённым профессором в университетах множества стран (Франция, Германия, Нидерланды, Швейцария, Япония, Республика Корея, Тайвань, Бразилия, Нигерия, Новая Зеландия и др.).
Был женат, отец пятерых детей.
Исследование ценностей и ценностных сдвигов
Инглхарт знаменит не только как учёный, но и как организатор научно-исследовательских проектов. Принимал участие в организации «Евробарометра», крупного европейского проекта, с 1974 г. занимающегося исследованием общественного мнения европейцев. Благодаря участию в этом проекте – через его руководителя, Жака-Рене Рабье (Jacques-René Rabier), – начал сотрудничать с Европейским исследованием ценностей, из которого вырос самый знаменитый проект Инглхарта – Всемирный опрос ценностей (World Value Survey).
Европейское исследование ценностей было впервые проведено в 1981 г. с целью тестирования гипотезы о том, что «экономические и технологические изменения трансформируют базовые ценности и мотивации населения индустриализованных стран». Данное исследование ограничивалось исключительно развитыми странами (всего вошли 16 стран: европейские страны, США и Канада). Инглхарт сыграл ключевую роль в расширении охвата этого опроса и включения в него всё большего числа стран: тем самым Инглхарт пытался протестировать свои гипотезы о происходящих ценностных сдвигах на данных не только развитых богатых стран, но и стран бедных, развивающихся. Так появился Всемирный опрос ценностей, основателем и первым президентом (до 2013) которого был американский учёный. Это масштабное социологическое исследование, призванное на основании опросов общественного мнения выявить социальные, политические, экономические, религиозные и культурные ценности людей по всему миру. К 2021 г. в рамках данного проекта было проведено уже семь волн опросов.
Фундамент в виде Всемирного опроса ценностей позволил Инглхарту развивать целый ряд теоретических и эмпирических положений, принёсших ему славу как исследователю.
Эволюционная теория модернизации
Как теоретик Инглхарт мыслил в русле теории модернизации, описывавшей трансформации, которые происходят с обществами в результате социально-экономического развития, в частности при переходе от традиционного общества к современному индустриальному и затем постиндустриальному. Базовое положение теории модернизации заключается в том, что «социально-экономическое развитие приводит к систематическим изменениям в политической, общественной и культурной жизни» (Inglehart. 2005. P. 46). Это развитие движет модернизирующиеся общества в примерно схожем направлении: «Социально-экономическое развитие начинается с технологических инноваций, которые повышают производительность труда; это приводит к профессиональной специализации, повышению образовательного уровня и росту уровня доходов; происходит диверсификация взаимодействия людей, смещается акцент с отношений, основанных на власти, на отношения, основанные на договорённостях; в долгосрочной перспективе это приводит к культурным изменениям, таким как изменение гендерных ролей, изменение отношения к власти, изменение сексуальных норм, падение уровня рождаемости, более широкое политическое участие, а также появление более критической и менее легко управляемой публики» (Inglehart. 2005. P. 19).
Теорию модернизации Инглхарт совмещал с выводами эволюционной биологии, разработав «эволюционную теорию модернизации». В частности, основной акцент делался им на императиве выживания, который мыслился в качестве «настолько базового человеческого ориентира, что неуверенность по его поводу приводит к тому, что вся жизненная стратегия оказывается подчинённой задаче выживания» (Inglehart. 2005. P. 23). Соответственно, общества, которые не могут гарантировать себе выживание, руководствуются им как высшей ценностью, определяющей все остальные ценности. Благодаря модернизации, а также социально-экономическому развитию появляется избыток, который позволяет воспринимать выживание как нечто само собой разумеющееся. Это приводит к ценностному сдвигу – от ценностей выживания общества всё больше смещаются в сторону ценностей самовыражения, материальные интересы уступают по значимости интересам постматериальным. Свой тезис о ценностных изменениях под воздействием модернизации Инглхарт развивал с опорой на идеи А. Маслоу об иерархии потребностей. Суть этих идей заключается в том, что, удовлетворив свои физиологические, материальные потребности, люди естественным образом переходят к потребностям более высокого уровня – в частности, к потребностям, связанным с самовыражением, творчеством, реализацией себя и т. д.
Теоретические наработки Инглхарт подкреплял эмпирическими исследованиями. Имевшиеся в распоряжении учёного данные позволяли ему утверждать, что современные общества переживают масштабный ценностный сдвиг – переход от материальных ценностей к постматериальным, от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Впервые об этом переходе он заговорил в 1971 г. в статье «Тихая революция в Европе» (The Silent Revolution in Europe, 1971). За статьёй последовала книга со схожим названием – «Тихая революция» (1977). Этот тезис развивался Инглхартом на протяжении всей его жизни – в каждой последующей книге исследователь, опираясь на Всемирный опрос ценностей, дополнял его всё большим количеством эмпирических деталей и концептуальных подробностей.
Переход к постматериальным ценностям во 2-й половине 20 в. – это второй ценностный сдвиг, связанный с модернизацией (в стадии перехода к постиндустриальному обществу). До этого (первый) ценностный сдвиг был связан с индустриализацией, приведшей к переходу от ценностей традиционных к ценностям секулярно-рациональным. Эти сдвиги отчасти дополняют друг друга, а отчасти вступают друг с другом в противоречие. Как поясняет этот момент Инглхарт, «индустриальная стадия модернизации приводит к секуляризации власти, постиндустиальная же стадия приводит к эмансипации от власти» (Inglehart. 2005. P. 25). Таким образом, в результате индустриализации люди перестали поклоняться богам и сверхъестественным источникам авторитета, но начали подчиняться не менее мощным секулярным фигурам (вождь, партия и т. д.) и связанным с ними правилам. В результате же перехода к постиндустриальной экономике люди начали сбрасывать с себя оковы внешних ограничений, делая всё больший акцент на ценностях свободы и самовыражения. Постматериальные ценности самовыражения Инглхарт связывал с открытостью, принятием новых идей (в частности, идей гендерного равенства), отказом от дискриминации меньшинств, признанием однополых отношений, акцентом на проблемах экологии и др. Этот культурный сдвиг является фундаментальным, революционным, он приводит к глобальному пересмотру тех ценностей, норм, практик, которые тысячелетиями определяли жизнь человеческих сообществ – в частности, в сфере отношений мужчин и женщин, в сфере сексуальных свобод и т. д. (Inglehart. 2018).
Ценностные изменения Инглхарт связывал с процессом межпоколенческих изменений – новые (в частности, постматериальные) ценности охотнее усваиваются новыми поколениями и укрепляются в обществе по мере того, как происходит естественная смена поколений: прежние поколения, носители устаревших ценностей, уходят, им на смену приходят новые поколения, для которых новые ценности есть уже нечто само собой разумеющееся. При этом Инглхарт обращал внимание на то, что это процесс нелинейный, поскольку социальные и экономические катаклизмы вполне способны ввергать общества в хаос, отбрасывая их назад к ценностям выживания (в качестве примера он часто приводил распад СССР и последующее стремительное падение качества и уровня жизни), – «если экономика коллапсирует, то культурные изменения начинают двигаться в противоположном направлении» (Inglehart. 2018. P. 44).Важный вклад Инглхарта в теорию модернизации заключался в признании им значимости культуры. Вопреки классической теории модернизации, утверждавшей конечное схождение модернизирующихся обществ, т. е. их превращение в копии друг друга, Инглхарт подчёркивал значимость предшествующей культуры для понимания модернизационной траектории. Инглхарт выдвинул тезис о том, что «культура имеет значение» (culture matters). Модернизация в общем и целом приводит к схожим последствиям, однако конечный итог будет зависеть от того культурно-религиозного наследия, которым обременено то или иное общество. Как писал Инглхарт, «культурные изменения зависят от предшествующей траектории. Тот факт, что общество исторически было протестантским или православным, исламским или конфуцианским, проявляется в устойчивых культурных зонах с особой ценностной системой, которая сохраняется даже если принимать во внимание последствия социально-экономического развития» (Inglehart. 2005. P. 19). Этот тезис подкреплялся одной из самых известных и узнаваемых визуализаций результатов исследований Инглхарта – его культурной картой мира (созданной совместно с К. Вельцелем). Будучи основана на нескольких волнах исследований, эта карта позволяла увидеть в динамике место той или иной страны, а также культурного региона (католическая Европа, протестантская Европа, православная Европа, Латинская Америка, конфуцианский регион и т. д.) на шкале, с одной стороны, традиционных либо секулярно-рациональных ценностей, а с другой – ценностей выживания либо ценностей самовыражения.
Отмечая важный межпоколенческий сдвиг в сторону новых ценностей, Инглхарт не мог не обратить внимание на подъём популистских партий с авторитарными лидерами, которые получали всё большую поддержку, несмотря на тезис самого Инглхарта о движении развитых обществ к большей свободе и открытости. Данные процессы Инглхарт объяснял через понятия «авторитарного рефлекса» и «культурной контрреакции» (cultural backlash). Суть «авторитарного рефлекса» в том, что в момент, когда экзистенциальная безопасность оказывается под угрозой, люди склонны замыкаться в своих сообществах, отказываться от свободы и уповать на авторитарную власть, якобы способную справиться с трудностями. Культурная же контрреакция проявляется в том, что прежние поколения испытывают тревогу по поводу того, что их мир уходит в прошлое, что их ценности больше не доминируют. Вследствие этого они мобилизуются, становятся более политически активными и приводят к власти популистские партии и популистских лидеров, обещающих им вернуть всё к прежнему состоянию. Именно так Инглхарт объяснял популярность популистских правых партий в Европе, а также победу Д. Трампа на президентских выбора в США в 2016 г. (Inglehart. 2018) В целом переход к постматериальному обществу не приводит к исчезновению конфликтов – появляются новые конфликты и противостояния, которые на этот раз уже связаны не столько с перераспределением ресурсов, сколько с противостоянием по поводу вопросов культуры (аборты, гендерное равенство, иммиграция, однополые отношения, отношение к природе и т. д.). Это, в частности, переформатирует привычную конфигурацию политических партий, выводит на первый план новые политические силы – «зелёных», «новых правых» и «новых левых» и т. д.
Теория секуляризации
Отдельный интерес для Инглхарта представляла тема религии. Он внёс вклад в разработку теории секуляризации, предложив оригинальное понимание того, как религия связана с модернизацией. Его основной тезис – следующий: религия имеет непосредственное отношение к переживанию экзистенциальной безопасности; если эта безопасность отсутствует, то люди поворачиваются к религии, если же, наоборот, эта безопасность присутствует, то религия начинает играть в их жизни всё меньшую и меньшую роль (Norris. 2004). Этот тезис Инглхарт обосновывал с помощью данных Всемирного опроса ценностей. В своей последней книге, вышедшей в год его смерти, Инглхарт обратил внимание на резкий и повсеместный упадок религии (в 2007–2021), указав на то, что секуляризация, которая, казалось бы, замедлилась в последней четверти 20 в., резко начала набирать обороты – даже в США, которые всегда считались исключением из секуляризационного тренда (Inglehart. 2021). В этой же книге он развил свою теорию, добавив к факторам, влияющим на секуляризацию, ещё и фактор ценностных изменений. Меняющиеся ценностные установки (связанные с индивидуальным выбором) вступают в противоречие с теми, которые традиционно были свойственны религиям (установки, связанные с императивом рождаемости), что ещё сильнее отталкивает людей от веры. С эволюционной точки зрения задача религии – способствовать тому, чтобы сообщество выигрывало конкуренцию с другими сообществами: религии навязывают правила, ограничивающие эгоистическую свободу индивида, способствуют многодетности и недопущению активностей, отвлекающих от этих целей (Inglehart. 2021. P. 11). Однако современные общества, опять же в силу социально-экономического развития, уже больше не нуждаются в подпорке со стороны религии.
При этом теория Инглхарта оставляет как минимум три области, в которых значение религии сохраняется: во-первых, для светских обществ характерна низкая рождаемость, которая ставит под угрозу воспроизводство населения в этих обществах, что может в перспективе привести к новому всплеску религиозности и традиционных ценностей; во-вторых, уход от традиционной религии не решает проблему поиска и обретения смысла, что оставляет вопрос о появлении новых религий, форм духовности или каких-то мировоззренческих альтернатив открытым; в-третьих, религиозное наследие никуда не девается и продолжает определять траектории обществ, даже если население этих обществ потеряло к религии интерес.
Главное наследие Инглхарта – это проект Всемирного опроса ценностей и связанная с ним организация Ассоциация Всемирного опроса ценностей (World Values Survey Association, WVSA) со штаб-квартирой в Вене. Это масштабное начинание, в которое вовлечена огромная сеть исследователей из более чем 120 стран мира. Проект развивается и после смерти американского учёного.