Позитивизм
Позитиви́зм (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный), философское направление 19–20 вв., подчёркивающее надёжность и ценность опирающегося на опыт научного познания по сравнению с метафизикой и иными формами духовной деятельности. Термин «позитивизм» впервые использовал К. А. де Сен-Симон для обозначения метода науки, который должен распространиться и на философию. В своём развитии позитивизм прошёл три этапа, сохраняя при этом некоторые основные установки, которые придают ему черты единого направления философской мысли. Ядро позитивизма составляют следующие положения: сциентизм – подлинное знание дают только конкретные (позитивные) науки; тезис о единстве наук – все науки, как естественные, так и социально-гуманитарные, должны использовать единые научные методы наблюдения и обобщения данных, выдвижения гипотез и их эмпирические проверки; отрицание причинности, в природе её нет, есть лишь регулярности, с которыми события одного рода следуют за событиями другого рода; учёные в своих объяснениях не должны стремиться ответить на вопросы «почему», они должны лишь устанавливать законы того, «как» ведут себя явления и вещи; наблюдения и факты как твёрдое основание знания обладают приоритетом перед теоретическими положениями, которые являются гипотетическими; жёсткая антиметафизическая установка: спекулятивные рассуждения, объяснения через «сущности», «конечные причины» и т. п. являются устаревшим и бесплодным типом мышления, от которого нужно очистить как науку, так и человеческое мышление в целом.
Родоначальником позитивизма явился О. Конт, который в своём «Курсе позитивной философии» (1830–1842) сформулировал его основные положения. С середины 19 в. позитивизм стал многочисленным интернациональным движением. В Англии его сторонниками были Дж. С. Милль и У. Джевонс, логико-методологические работы которых заложили основы философии науки. Г. Спенсер соединил позитивистский подход с эволюционным учением Ч. Дарвина, эта линия развивалась затем в работах Э. Геккеля, В. Вундта и др. Во Франции преобладал социальный позитивизм, связанный с идеями Конта о социальном прогрессе и необходимости разработки социологии как позитивной науки (Э. Ренан, И. Тэн, Э. Дюркгейм). Значительное влияние позитивизм оказал на русскую философию и научную мысль. Последовательным приверженцем позитивизма был русский учёный и философ Г. Н. Вырубов (1843–1913), ставший в 1867 г. соиздателем (совместно с французским лексикографом и философом Э. Литтре, 1801–1881) французского журнала «Позитивная философия» (La philosophie positive). В. В. Лесевич разрабатывал теорию познания, стремясь соединить позитивизм с некоторыми идеями неокантианства. Наиболее сильным был вклад позитивизма в русскую социологию, где его представителями были Н. К. Михайловский, Е. В. Де Роберти, М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев и др.
В конце 19 – начале 20 вв. возник так называемый второй позитивизм, лидером которого был австрийский физик и философ Э. Мах. В его учении, получившем название «эмпириокритицизм», был дан критический анализ оснований классической науки. Наряду с ним видными фигурами этого этапа позитивизма были Р. Авенариус, ученик Маха немецкий философ И. Петцольд (1862–1929) и его английский последователь К. Пирсон.
Третий этап позитивизма отсчитывается с середины 1920-х гг., когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность логический позитивизм, или неопозитивизм Венского кружка. Его отличительная характеристика состояла в том, что при сохранении основных установок позитивистской философии он перенёс акцент на анализ языка науки и использование средств современной логики для формулировки и решения философско-методологических проблем. В 1950-е гг. столетнее развитие позитивизма завершилось, и он практически сошёл с философской сцены, вытесненный различными концепциями постпозитивизма. Однако разработанный в позитивизме язык и методы анализа продолжают сохранять известное значение в современной философии науки и в аналитической философии.