Идеология
Идеоло́гия (от греч. ἰδέα – видимое, вид, форма, понятие и …логия), теоретически оформленная система идей и представлений, выражающая суть социальных интересов определённых классов, слоёв, групп или общества в целом. Концептуально объясняет социальную реальность (в настоящем и будущем) и формирует её образ, ценностно-приемлемый и желательный для общества или отдельных социальных групп; к идеологии также относят программы деятельности по достижению сформулированных в её рамках социальных целей. На основе идеологии формируются коллективные сознание и поведение. В этом смысле её можно рассматривать как инструмент социального управления – в частности, как средство мобилизации людей на долгосрочные действия по реализации политических и иных программ.
Ядро идеологии составляет корпус идей о власти: её природе, обретении, удержании и реализации. Идеология выполняет одновременно интегрирующую и дифференцирующую функции: объединяет своих носителей, формирует их коллективное сознание, установки, волю, согласие; отделяет их от групп с иной идеологией, а иногда противопоставляет им. Появление той или иной идеологии отражает не только стремление человека и общества в целом удовлетворить прагматические интересы, но и их потребность в ценностной ориентации деятельности, в социальном идеале, в осмысленной жизни помимо обыденной.
При поддержке со стороны властей и ведущих социальных сил идеология может приобрести обязывающий по отношению к данному обществу или группе характер, формировать их идейно-нравственные ценности и установки. Институционализация идеологии осуществляется через деятельность политических партий и движений, пропаганду, агитацию и т. д. В тоталитарном обществе она имеет публично-принудительную силу в самых различных областях социального бытия и сознания, а в её поддержании и распространении задействованы почти все социальные институты: власть, право, медиа и образование. Социальная направленность и обязывающий характер отличают идеологию от мировоззрения.
Любая идеология претендует на абсолютную истинность, однако же в отличие от религии содержанием идеологии является истина относительная, доступная проверке человеческим опытом. Поскольку социальная ситуация изменчива, идеологии по сравнению с религиями недолговечны, они редко сохраняют свою актуальность и системность более нескольких десятилетий. При определённых обстоятельствах идеология может ассоциироваться с религией или даже стать мирской заменой религии в условиях ослабления последней. Ж.-Ж. Руссо называл комплекс господствующих светских идей гражданской религией («Об общественном договоре», 1762). Американский богослов Р. Нибур связывал появление трёх наиболее значимых в 20 столетии идеологий – а именно либеральной, марксистской и фашистской – с ослаблением христианства в Европе. В свою очередь, институционализация религии сопровождается формированием религиозной идеологии, выходящей за рамки собственно вопросов веры.
Идеология не является формой науки и не может быть исходной посылкой или инструментом познания; более того, её силовое давление на науку может привести к разрушению последней. Вместе с тем наука может содействовать формированию идеологии, исследуя и оценивая отдельные её концепции и конструкты.
Феномен идеологии – предмет научного исследования уже более 200 лет. Термин «идеология» ввёл французский философ и политик А. Дестют де Траси («Этюд о способности мыслить», 1796). В книге «Элементы идеологии» (1801–1815) он представил идеологию как эмпирическую науку, изучающую обращение идей в обществе. В марксизме этот термин использовался в двух смыслах: в широком – как компонент общественного сознания (наряду с политическим, моральным, правовым, религиозным), и в узком – как иллюзорное представление о реальности, сформированное господствующим классом для реализации своих интересов. В. И. Ленин, определив марксизм как идеологию революционного пролетариата, выдвинул на первый план её роль в политической борьбе, в противостоянии классово чуждым идеологиям. Немецкий социолог и философ К. Манхейм («Идеология и утопия», 1929) впервые противопоставил идеологию (идеи господствующих в обществе социальных групп) и утопическое сознание (идеи групп, борющихся за власть).
Общепризнанной типологии идеологий и взаимосвязанных критериев их классификации нет. Во-первых, интересы и потребности общностей, которые со временем оформляются в конкретную идеологию, локализованы на разных уровнях и в разных областях общественной жизни: это может быть коренное изменение принципов государственного и общественного строя, утверждение этнической и культурной самобытности, легитимация религиозной идентичности и прочее. Во-вторых, на основополагающие постулаты идеологии существенный отпечаток накладывают личностные пристрастия идеологов (в своё время М. Тэтчер придала совершенно новый облик традиционному британскому консерватизму). Наконец, в силу того, что идеология – это инструмент практической политики, зачастую аргументы для её обоснования отбираются не только по системным требованиям, но и по прагматическим соображениям, вследствие чего многие идеологические построения являются эклектичными.
По мнению социолога Д. Белла (автора термина «конец идеологии» и одноимённой книги, 1960), этот феномен присущ индустриальному обществу с характерной для него классовой борьбой и социальными конфликтами. В обществе массового потребления эти стороны социальной жизни исчезают или становятся малозначимыми и потребность в идеологии исчезает (этой же точки зрения придерживаются американские социологи и политологи Х. Арендт, Р. Арон, З. Бжезинский, С. Липсет, Э. Шилз). С несколько иных позиций критиковали идеологию последователи франкфуртской школы, усматривая в ней «ложное сознание», ограничивающее свободу человека и служащее средством идейного подавления (Г. Маркузе, «Одномерный человек», 1964). Альтернативой концепции деидеологизации в 1970–1980-х гг. стала теория «реидеологизации», акцентирующая внимание на росте значения системных социальных идей в современном мире. В середине 20 в. появились семиотические концепции идеологии (М. Бахтин, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко), снимающие с этого понятия классово-политические обертоны и соотносящие его с функционирующими в социуме знаково-символическими системами.
Сегодня к основным направлениям изучения идеологии относятся: структурное (идеология как часть духовной жизни общества); генетическое (происхождение, соотнесение с определёнными социальными силами); функциональное (её социальные функции); институциональное (конфигурации идеологических аппаратов, методы воздействия и манипулирования). В России тема идеологии обсуждается также в контексте дилеммы «левая – либеральная идеология», «национальной идеи» и геополитического статуса страны.