Политика
Поли́тика (греч. πολιτιϰή, ἐπιστήμη или τέχνη – государственная деятельность, от πόλις – город, государство), одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства, общественные институты и отдельные люди реализуют свои цели и интересы, используя возможности власти. Политика находит своё выражение в сотрудничестве, переговорах и борьбе вокруг вопросов использования, производства и распределения ресурсов. Политика всегда предполагает отношения по поводу власти.
Происхождение термина
Понятие политики было сформулировано в трудах древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Аристотель трактовал политику как деятельность города-полиса, а также науку о полисе. Однако ещё раньше древнекитайский мыслитель Конфуций писал, что политические отношения между правителями и подданными в государстве сродни отношениям между старшими и младшими в семье и, соответственно, должны регулироваться нормами человеческой морали. В Средние века Н. Макиавелли писал: «Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» (Макиавелли Н. Избранные сочинения. Москва, 1982. С. 335).
Сущность политики
Феномен власти наблюдается в любых человеческих сообществах – семье, формальной или неформальной организации, в бизнес-структурах и т. д. Соответственно, можно говорить о семейной политике, организационной политике и т. д., что входит в расширительные трактовки политики. Сегодня политика – это сфера политической деятельности, которая включает в себя несколько пространств, которые в англоязычной политической науке принято обозначать тремя терминами: politics, policy и polity (их точный перевод на русский невозможен).
Politics – это пространство борьбы за завоевание и удержание власти на различных уровнях – от местного самоуправления до государственных и надгосударственных структур. Борьба может носить законный, легальный характер (выборы) либо силовой, выходящий за рамки действующего права (путчи, перевороты, революции). Это наиболее принятое сегодня понимание политики (политик – это тот, кто претендует на власть и способен бороться за её достижение), к политикам относят также их ближайших помощников и сподвижников. Наличие (либо отсутствие) механизма передачи политической власти и её характер определяют политический режим – демократический или авторитарный. Отметим, что и некоторые теоретики рассматривают политику как борьбу с врагом: «Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, – это различение друга и врага» (Шмитт. 2016. С. 301).
Policy – это процесс обсуждения, принятия и реализации политико-управленческих решений, деятельность институтов власти по решению актуальных для общества социально-экономических и иных проблем, по обеспечению устойчивости экономики страны и обеспечению достойной жизни для жителей страны. В зависимости от характера решаемых проблем используют выражения: «социальная политика», «экономическая политика», «образовательная политика», «внешняя политика» и т. д. Соответственно, можно говорить о разработке и реализации определённых политик (policy). В англоязычной литературе часто используется также термин public policy, в котором подчёркивается реальное участие в выработке политики-«полиси» не только государственных (властных) структур, но и структур гражданского общества, бизнес-ассоциаций и экспертного сообщества. В последние годы термин «публичная политика» стал использоваться в этом смысле и в современной России.
Polity – «полития» – политически организованное сообщество, или «мир политического», включая его компоненты. При переводе этого слова на русский язык чаще всего используются термины «государство», «государственное устройство», «государственность». Однако такое сужение не совсем корректно, т. к. наряду с отдельными структурами государственного управления и местного самоуправления термин polity относится также и к политическим партиям, и разнообразным группам влияния, участвующим в разработке политики – policy. (Политология 2013; Соловьев. 2014).
Все эти проекции политики связаны друг с другом; например, как показывает ряд исследований, наиболее эффективная политика (policy) реализуется в странах с демократическими режимами, т. е. с периодической сменяющейся (обновляемой) властью, что связано, в том числе, и с меньшим уровнем коррупции при постоянном обновлении власти в процессе честных выборов (Norris 2014). Эффективность решения различных социально-экономических проблем также во многом определяется качеством функционирования всех компонентов «мира политического» – polity (Политическая наука ... 1999).
Область реализации
Политика во всех её проявлениях реализуется через деятельность политических институтов и акторов, активности которых реализуются в виде политических процессов, постепенно приводящих к изменениям и всей политии (polity), и характера политики (politics), например переходу от авторитарного режима к демократии и изменениям качества политики (policy). (Ильин 2014).
Политика – как politics, так и policy – может реализовываться на различных уровнях, начиная с локального уровня – уровня местного самоуправления. Она происходит и на уровне отдельных регионов внутри государства, особенно если это государство имеет федеративную структуру, – тогда говорят о региональной или федеративной политике. Уровень государства – это уровень «классической политики». В конце 2-го десятилетия 21 в. уже можно говорить не только о международной политике, участниками которой являются отдельные государства, но и о политике транснациональных объединений – от наиболее близкого к конфедерации Европейского союза до менее структурированных союзов типа Евразийского экономического союза. Наконец, сегодня говорят о мировой политике, в которой наряду с отдельными государствами и их объединениями, включая и Организацию Объединённых Наций, в качестве акторов участвуют международные некоммерческие организации и транснациональные корпорации. На этом уровне мы пока имеем в виду только политику-policy (Лебедева 2016).
Важный вопрос – с какой целью люди участвуют в политике, в том числе участвуя в выборах на властные позиции. Одно из популярных сегодня объяснений, которое даёт теория рационального выбора, – повышение собственного достатка в виде «политической ренты» (Kunz. 2004). Другие теории допускают, что люди могут участвовать в борьбе за власть с целью достижения общественного блага путём использования властных полномочий для решения актуальных проблем. Остаётся открытым вопрос о том, что есть благо (Шапиро. 2011). Этот вопрос – один из основных в политической философии. Если адаптировать идеи политической философии к уровню политической жизни, мы получаем политические идеологии. Так, если целью развития общества ставится рост свободы личности, освобождение её от гнёта государства, признание универсальных прав человека – это идеология либерализма. Если целью ставится освобождение и развитие каких-то социальных групп – это социально-демократические идеологии разного толка. Консерватизм как реакция на эти вызовы считает важным не забывать о традициях, включая традицию сильного государства.
В рамках современной политической жизни для поддержки избирателями тех или иных политических идей всё большее значение приобретают не столько логические аргументы, сколько символическое их представление в виде образов или символов – символической политики (Символическая политика ... 2017).
Наконец, под политикой понимают и вид человеческой деятельности, в которую человек может быть погружён постоянно, например участвуя в выборах в качестве кандидата либо занимая ответственные посты в структурах государственной или муниципальной власти. Деятельность каждого избранного политика обеспечивают помощники, советники и консультанты, а сам процесс организации избирательных кампаний также требует участия профессионалов. С другой стороны, в поле политики включаются и обычные люди в качестве избирателей (участвуя в политике-politics) либо в рамках общественного участия во властных решениях (политика-policy) (Вебер. 2017).
Таким образом, термин «политика» объединяет большой спектр явлений. Вице-президент Международной ассоциации политической науки (IPSA) в 1997–2000 гг. профессор Е. Б. Шестопал выделяет 5 аспектов понимания политики:
Политика как система – государственные институты, партии, общественные объединения.
Политика как процесс – динамические изменения, которым подвергаются институты, исполнители различных функций, и правила политической игры.
Политика как игра по правилам – писаные и неписаные законы, регулирующие взаимоотношения в политической сфере.
Политика как структура ценностей, норм, установок – идеологический ракурс политики.
Политика как вид человеческой деятельности, в которую включены и профессионалы, и обычные жители (Шестопал. 2000).