Политическая социализация
Полити́ческая социализа́ция, комплексный процесс усвоения индивидами существующих в обществе норм, ценностей и традиций политической культуры, приобретения нового политического опыта и выработки собственных политических взглядов, установок, обусловленных личностными особенностями индивида и спецификой социально-политической и экономической среды. Результатом политической социализации является не просто формирование у индивида определённой системы когнитивных и оценочных ориентаций по отношению к политической системе, но также и реализация данных ориентаций во взаимодействии с властными структурами, в осуществлении электорального выбора, в выражении своей гражданской позиции.
В функциональном отношении процесс политической социализации является двухуровневым. На индивидуальном уровне политическая социализация отвечает за формирование определённого типа гражданина, соответствующего культурным образцам (англ. patterns) и нормативным ожиданиям со стороны политической системы конкретной страны. На социетальном уровне она обеспечивает политико-культурную трансмиссию, обеспечивая воспроизводство и формирование политической культуры общества посредством передачи данных «образцов» от поколения к поколению.
Эволюция понятия
Впервые понятие «политическая социализация» стало употребляться в начале 1950-х гг., а в качестве устойчивой научной категории закрепилось в 1959 г. в работе американского исследователя Г. Хаймена с одноимённым названием – «Политическая социализация». (Greenstein 1970. Р. 969). Дальнейшая разработка теории политической социализации в системе научного знания носила междисциплинарный характер, её основные положения параллельно складывались в области социологии, психологии, а также политической науки и политической социологии.
В рамках социологического подхода базовые методологические положения теории политической социализации заложены в работах представителей системного подхода (Т. Парсонс, Н. Луман), где политическая социализация определяется как освоение индивидом предназначенных ему ролей, необходимых для исполнения в сфере политики, а также формирование соответствующих политических навыков. В современной социологии, несмотря на некоторые отличия среди существующих направлений, большинство исследователей сходятся во мнении, что результаты процесса политической социализации определяются не только влиянием на индивида существующих в обществе политических норм и ценностей, образующих определённый социальный запрос, – индивид становится политическим субъектом главным образом через собственную деятельность, при активной реализации своей гражданской позиции. Примером является теория габитуса П. Бурдье, в которой показано, как в ходе политической социализации индивидом (агентом) осуществляется активная интериоризация внешней культурной среды, формирующая у него определённую систему диспозиций, которая позволяет ему реализовывать стратегии, направленные на изменение или сохранение своей позиции в социальном и политическом пространстве (Бурдье. 1993. С. 125–127).
Методологическая значимость психологического направления в исследовании проблем политической социализации связывается прежде всего с раскрытием внутренних механизмов формирования политических ориентаций и гражданских качеств личности. К числу наиболее распространённых психологических трактовок политической социализации можно отнести: психоанализ, представители которого (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), связывая политическую социализацию с анализом бессознательных иррациональных мотивов, обосновывали значимость ранних стадий данного процесса для дальнейшего формирования политической личности; концепцию когнитивного развития, сосредоточившую своё внимание на изучении возможностей развития мышления, особенно в детском возрасте, в процессе формирования системы знаний о политическом мире (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Дж. Адельсон); бихевиоризм, трактующий политическую социализацию как процесс формирования у индивидов политических образцов поведения, являющихся результатом действия определённых «комплексов подкрепления», включающих поощрения или наказания (Б. Скиннер); гуманистическую психологию, выводящую процессы политического развития личности из общих законов самоактуализации (А. Маслоу), происходящие под воздействием внутренней природы человека в зависимости от характера реализации человеком основных потребностей.
В политической теории и политической социологии наибольшую популярность приобрели «политические теории политической социализации», которые разрабатывались в системном (Д. Истон, Дж. Деннис, Р. Хесс) и структурно-функциональном (Г. Алмонд) подходах. Данные теории рассматривали процесс политической социализации как один из механизмов формирования социальной «поддержки» политической системы, представляющей собой совокупность положительных политических ориентаций граждан по отношению к институтам власти. Согласно Д. Истону, обретение гражданами знаний о политической системе, политических ценностях и целях, к которым она должна стремиться, является условием для достижения согласия в самой политической системе. (Easton. 1962. Р. 230–231). Индивиды социализированы в политической культуре так же, как они социализированы в неполитических ролях и социальных системах, и политическая социализация выступает основным механизмом формирования политической культуры, обеспечивая стабильность политической системе.
Особенности политической социализации
Политическая социализация является непрерывным процессом: начинаясь с периода детства, она длится всю жизнь человека и носит стадиальный характер. Стадия политической социализации представляет собой временной промежуток политического развития индивида, отличающийся своеобразием психологических аспектов восприятия политической реальности и различным влиянием социальных и политических факторов и агентов на политическое становление индивида. Агентами политической социализации выступают конкретные групповые и организационные структуры, посредством которых индивиды получают знания о политической системе: семья, школа, общественные организации, политические партии, церковь, армия, СМИ и др. Особую роль в формировании политических ориентаций граждан в современном информационном обществе играют интернет-ресурсы и социальные сети.
Традиционно выделяют 2 этапа политической социализации – первичный и вторичный. На первичном этапе восприятие политики ребёнком осуществляется через мнения и оценки родителей, школы, персонализацию властных образов, появление первого самостоятельного опыта во взаимодействии с представителями власти (например, участие в патриотических мероприятиях). Большую важность данному этапу политической социализации придавали американские исследователи Д. Истон, Дж. Деннис, Р. Хесс, Ф. Гринстейн, которые полагали, что детство является решающим периодом в формировании гражданских качеств личности, а политические ориентации зрелой личности напрямую зависят от процесса их формирования в детском возрасте. И хотя это влияние не является абсолютным, т. к. при определённых обстоятельствах взрослые могут изменить свои взгляды или отказаться от них, вышеназванные учёные, опираясь на психологические концепции, придерживались позиции, что политические установки, приобретаемые в детстве, изменить очень трудно (Истон. 2001. С. 77–79).
На вторичном этапе восприятие политической жизни формирует у индивида избирательно-индивидуальное отношение. Здесь осуществляется расширение политического опыта; формируется способность самостоятельно вырабатывать индивидуальные политические суждения, позиции; начинается участие в политических объединениях и организациях; происходит выработка собственных политических взглядов, которые в течение жизни могут претерпевать изменения.
К факторам, определяющим содержание и характер протекания политической социализации, относятся: тип политической культуры и политической системы в стране, национально-государственные ценности и традиции, религия, социально-экономическое состояние общества, система политического образования и воспитания, отдельные политические события.