Естественное право
Есте́ственное пра́во (лат. ius naturale), обусловленная объективной природой человека и общества система идей, принципов и норм, регулирующая общественные отношения, являющаяся первоисточником и критерием оценки для формально определённых и обеспеченных принудительным характером властных установлений общества и государства.
Естественное право является одним из типов понимания права [наряду с позитивизмом (легизмом, этатизмом) и социологией права]. Противоположностью естественному праву является право позитивное (установленное), выраженное в соответствующих формах государством или обществом.
В юридической науке естественному праву придаётся два значения. В первом значении естественное право рассматривается как категория методологического порядка. Во втором естественное право определяется как реальный факт социальной действительности.
Основная ценность подхода к правовым явлениям с позиций естественного права заключается в том, что «таким путём оказывается возможным выйти из замкнутого круга одних лишь юридических явлений и непосредственно с ними связанных ... и увидеть основы, точнее, может быть, предосновы права» (Алексеев. 2010. С. 26). Естественно-правовые концепции можно рассматривать, прежде всего, как исследование гносеологических, онтологических и аксиологических проблем права.
Истоки естественного права коренятся в древнегреческой политико-правовой философии. В качестве первого философа, взгляды которого можно назвать предпосылкой учения о естественном праве, указывается Анаксимандр. Некоторые исследователи ссылаются на воззрения Демокрита и софистов – Протагора и Горгия. Наиболее отчётливо естественное право проявляется в воззрениях Аристотеля, который впервые разделил право на «право от природы» (первичное право) и «право по закону» (установленное право).
Категория естественного права принадлежит западной (европейской) традиции и представлена различными направлениями (течениями), которые определяются формами мировоззрения и различными контекстами человеческой истории. Римские юристы натурализировали естественное право, указывали, что естественное право принадлежит не только человеческому роду, но и животным. После длительного перерыва в развитии естественно-правовой мысли в средневековой Европе возник интерес к древнегреческой философии. Религиозное христианское мировоззрение способствовало осмыслению Фомой Аквинским естественного права как отражения вечного (божественного) закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Начавшаяся в 16 – начале 17 вв. борьба против религиозной догматики и возникшее рациональное мировоззрение обусловили понимание естественного права как предписания здравого разума (Г. Гроций). Примерно в это же время, Б. Спиноза определял естественное право «как законы или правила, согласно которым всё совершается, т. е. самую мощь природы» (Спиноза. 1957. С. 291).
Английская политическая философия 17 в. представляла естественное право как свободу. Благодаря либеральным идеям Дж. Локка появились предпосылки для зарождения концепции естественных, неотъемлемых прав человека. Локком была сформулирована триада основных прав человека, включённых им в категорию собственности – право на жизнь, свободу и имущество.
Юснатурализм был широко представлен в западной Европе в эпоху Просвещения и связывается с именами Г. Лейбница, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё и ряда других мыслителей. В это время естественное право мыслилось как разумный и справедливый порядок, раскрывающийся в естественных законах, которые должны закрепляться в позитивном праве.
В Новое время естественное право не только стало неотъемлемым инструментом понимания действительности в политико-правовой философии, но и включилось в практику государственного строительства, выражаясь в декларациях и конституциях США и Франции. Именно в этот период естественное право не только являлось методологическим средством познания права, но стало реальным фактом социальной действительности. Начиная с середины 19 в. интерес к исследованиям естественного права в политико-правовой философии пошёл на спад, что во многом связано с научно-техническим прогрессом 19–20 вв.
В середине 20 в. естественное право возродилось, сформировалось пять исследовательских направлений:
теологическое (неотомизм, неопротестантизм);
объективистское (неогегельянство, Мюнхенская школа феноменологии, «материальная ценностная этика»);
неокантианское (реализованное в социальном бытии априорное должное);
экзистенциалистское (экзистенциалистская феноменология и экзистенциально-феноменологическая герменевтика);
психоиррационалистическое (интуитивизм, философская антропология) и ряд других концепций (Четвернин. 1988. С. 35).
«Современные учения о естественном праве демонстрируют преемственную инновационность методологического, теоретического обоснования естественно-правовых идей свободы, равенства, справедливости» (Луковская. Проблема определённости правопознания. 2020. С. 31).
Исходя из позиций системного подхода в юриспруденции, право определяется как единство естественного, позитивного и субъективного права. Естественное право является первоосновой, которая получает выражение в позитивном праве и воплощается в правах и обязанностях конкретных лиц (субъективное право). Причём, «ценность естественного права состоит в том, что оно закладывает исходные начала права, во‑первых, в виде общих принципов права, во‑вторых, в форме прав и свобод человека» (Леушин. 2011. С. 73).
Естественное право является источником международной системы права, в частности основополагающего международного акта – Всеобщей декларации прав человека.
Естественное право гармонично включено в правовые системы современности, в которых провозглашена идея правового государства. К таким правовым системам относится и современная Россия. Основополагающие идеи естественно-правовой концепции входят в конструкцию Конституции РФ (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ст. 18 и др.), тем самым фактически выражаясь в позитивном праве и в субъективных правах человека и гражданина. Естественное право также находит своё выражение в правовой идеологии, на основании которой осуществляется правотворческая, правореализационная (правоприменительная) и интерпретационная деятельность.
С позиций науки естественное право имеет ряд недостатков, в число которых, как правило, включаются: неопределённость содержания, сходство с моралью, отсутствие эмпирических доказанных источников, а также принадлежность только к европейской (западной) традиции права.
Проблемы естественного права имеют и прямое отношение к государственной и общественной практике. В современном мире, несмотря на общепризнанность концепции прав человека, зачастую происходит игнорирование естественных прав и свобод при формировании позитивного права. Имеются проблемы и с созданием реально действующих механизмов воплощения естественного права в общественной жизни. Более того, присутствуют случаи прямого нарушения фундаментальных прав человека и гражданина, в том числе в государствах, построенных на идее правового государства.
Таким образом, естественное право является прочной методологической основой понимания права в целом, а также выступает в качестве фундаментального основания всех явлений государственно-правовой действительности.