Гроций Гуго
Гро́ций Гу́го (лат. Hugo Grotius; Гуго де Гроот, нидерл. Hugo de Groot; Хейг де Грот, нидерл. Huig de Groot) (10.4.1583, Делфт, Республика Соединённых провинций, ныне провинция Южная Голландия, Нидерланды – 28.8.1645, Росток, герцогство Мекленбург-Шверин, ныне земля Мекленбург-Передняя Померания, Германия), нидерландский юрист, теолог, писатель и государственный деятель, основоположник теории естественного права и науки международного права. Из дворянской семьи бургундского происхождения. Благодаря солидной домашней подготовке в возрасте 11 лет поступил в Лейденский университет, где изучал римское право, античную литературу, теологию, астрономию, математику (1594–1597). Ученик французского филолога-гуманиста Ж. Ж. Скалигера, благодаря которому по окончании университета отправился в составе нидерландского посольства во Францию, где изучал юриспруденцию, в 1598 г. без защиты диссертации получил в Орлеанском университете степень доктора права. После возвращения на родину занимался научным изданием переводов античных авторов (Марциан Капелла, Тацит), написал три латинские трагедии: «Adamus exul» («Адам изгнанный», 1601; русский перевод, 1988), «Christus patiens» («Христос Страстотерпец», 1608) и «Sophomphaneos» («Софомпанеас»). В 1599 г. занял должность адвоката при Суде провинции Голландия (Гаага). Судебный процесс 1604 г. по делу Нидерландской Ост-Индской компании, захватившей португальский корабль с грузом китайского фарфора, послужил поводом для написания трактата «De jure praedae» («О праве добычи», 1604–1605, первое издание, 1868), одна из глав которого была опубликована отдельно в 1609 г. под названием «Mare liberum, sive de jure quod Batavis competit Indicana commercia» («Свободное море, или о праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией»).
В 1601 г. назначен историографом Республики Соединённых провинций. За 5 лет им были написаны «Parallelon Rerumpublicarum. Liber tertius de moribus ingenioque populorum: Atheniensium, Romanorum et Batavorum» («Сравнительная история греческого, римского и нидерландского народов», 1602), «De Antiquitate Reipublicae Batavicae» («О древности и строе Нидерландской республики», 1610), «Annales et historiae de rebus Belgicis» («Анналы и история о бельгийских делах», 1657). В 1604 г. стал юридическим советником великого пенсионария штатов Голландии Й. ван Олденбарневелта. В 1607 г. занял должность генерального адвоката по налоговым делам при Высоком суде провинций Голландии, Зеландии и Западной Фрисландии. В 1613–1618 гг. пенсионарий (глава городского управления) Роттердама. Принимал участие в религиозно-политической борьбе на стороне антикальвинистов (см. статью «Арминианство»), после поражения которых был арестован и в 1619 г. приговорён к пожизненному заключению с конфискацией имущества. В заключении написал учебник «Inleidinghe tot de Hollandsche Rechtsgeleerdheid» («Введение в изучение права Голландии», 1631) и популярную апологию христианства «De veritate religionis Christianae» («Об истинности христианской религии», 1627; русский перевод П. Алексеева, 1768). В 1621 г. бежал из тюрьмы в сундуке для книг, перебрался во Францию, где проживал до 1631 г., продолжая научные занятия и получая небольшую пенсию от Людовика ХIII. Там Гроций написал свою знаменитую книгу «De jure belli ac pacis» («О праве войны и мира», 1625; русский перевод А. Л. Саккетти, 1956), где изложил систему естественного и международного права. После безуспешных попыток восстановить утраченное нидерландское гражданство и вернуться на родину принял приглашение на службу к шведскому двору. В 1634 г. назначен шведским посланником в Париже. Спустя 10 лет вышел в отставку и возвратился в Стокгольм. Отправившись в 1645 г. на континент, у берегов Померании Гроций потерпел кораблекрушение, в результате которого простудился и умер. Похоронен в Делфте.
Учение Гроция о праве, изложенное в его трактатах «О праве добычи» и «О праве войны и мира», было призвано обосновать обязательность норм международного права в условиях падения внешнего авторитета папы Римского и императора Священной Римской империи, связывавшего государства средневековой Европы. В основе этого учения – естественное право (jus naturale), которое Гроций определял как «предписание здравого разума, коим то или иное действие в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе признается либо морально позорным, либо морально необходимым» (Гроций. 1956. С. 71). Естественное право возникает из самой природы людей, стремящихся к мирному и разумно устроенному общежитию. Стремление это, в свою очередь, заставляет их воздерживаться от чужого имущества, возвращать чужую вещь и извлечённую из неё выгоду, соблюдать обещания и договоры, вознаграждать за вред и убытки и наказывать за преступления. Нормы естественного права, диктуемые потребностью разумного общежития, являются общеобязательными и незыблемыми, они везде одинаковы и не могут быть изменены «даже самим богом» (Гроций. 1956. С. 72).
Наряду с естественным правом Гроций выделял положительное (волеустановленное) право, включавшее божественное право – преподанные Богом человеческому роду предписания (законы Моисеевы, заповеди Иисуса Христа), и человеческое право. Нормы человеческого права, в отличие от естественного, зависят от воли человека, изменчивы и отвечают только временным или местным потребностям. Человеческое право Гроций подразделял на международное, или право народов (jus gentium), и внутригосударственное (публичное и частное) право, уделяя наибольшее внимание государственному и международному праву. Государство, по Гроцию, есть «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы» (Гроций. 1956. С. 74). Верховная власть в государстве «едина и нераздельна», общим её носителем Гроций считал государство в целом (не отделяя государство от составлявшего его народа), а особенным – органы (лицо или лица), стоящие во главе государства. В зависимости от оснований приобретения и степени обладания Гроций выделял верховную власть на праве полной собственности (вотчины), на праве владения (узуфрукта) и на праве временного пользования. Сопротивление власти, даже при самом жестоком насилии с её стороны, Гроций считал недопустимым, за исключением крайних случаев узурпации власти, разделяя тезис римского политика Марка Фавония о том, что «гражданская война хуже незаконного правления» (Гроций. 1956. С. 174).
Международное право Гроций определял как «право, которое определяет отношения между многими народами или их правителями» (Гроций. 1956. С. 44), рассматривая эти отношения как отношения между частными собственниками. Гроций систематически изложил отдельные институты международного права, разработанные его предшественниками (международные договоры и их толкование, права посольств, общая теория наказания), уделив основное внимание международному праву войны. Полагая, что «право естественное не отвергает войны» (Гроций. 1956. С. 83), которую вызывают первичные свойства человеческой природы (чувства самосохранения), Гроций требовал только, чтобы войны велись по праву, разделяя их на справедливые (bellum justum) и несправедливые (bellum injustum). «Разум и природа общества» запрещают применение только такого насилия, «которое нарушает чужое право» (Гроций. 1956. С. 85), однако если война разгорелась, вести её нужно не иначе, как «соблюдая границы права и добросовестности» (Гроций. 1956. С. 50). Гроций подробно изложил допустимые способы ведения справедливой войны, исходя из естественного и международного права, высказался о пределах дозволенного по отношению к неприятелю и его имуществу, о праве на захват пленных и на верховную власть над побеждёнными, обосновал статус неприкосновенности нейтральных государств. Получив широкое распространение, правовые идеи Гроция доминировали в международном праве до конца 18 в. и легли в основу дальнейшего развития многих его институтов.
В богословских трудах и библейских комментариях: «Pietas Ordinum Hollandiae ac Westfrisiae vindicata» («Религиозность Голландии и Западной Фрисландии», 1613), «Defensio fidei catholicae de satisfactione Christi adversus Faustum Socinum Senensem» («Защита кафолической веры по поводу теории удовлетворения Христа, против Фауста Социна Сиенского», 1617), «Annotationes in Vetus et Novum Testamentum» («Примечания к Ветхому и Новому Заветам», 1642–1650), «Via ad pacem ecclesiasticam» («Путь к церковному миру», 1642), – используя методику филологического и текстологического анализа Священного Писания, Гроций с позиций умеренного протестантизма призывал к достаточно широкой религиозной толерантности, подчёркивая при этом превосходство христианской религии.